ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ


Противоречивые вопросы, возникающие в настоящее время при оформлении особого мнения, должны быть урегулированы в следующей редакции Порядка расследования несчастных случаев.

Николай Федоренко, главный государственный инспектор отдела расследования, анализа и учета аварий и производственного травматизма Главного управления Гоструда в Киевской области

Решение какой-­либо комиссии по расследованию несчастного случая считается коллегиальным, к тому же окончательное заключение по несчастному случаю возлагается на председателя комиссии. Согласно нормативным документам все члены комиссии обязаны подписать акт, который оформляется по результатам расследования несчастных случаев и других чрезвычайных ситуаций. В случае несогласия с окончательным решением комиссии предусмотрена возможность оформления членом комиссии особого мнения, которое является неотъемлемой частью этих материалов расследования.
Требования нормативных документов Украины и стран СНГ к оформлению особого мнения членов комиссии по расследованию в случае их несогласия с заключением комиссии приведены в приложении. Действующее законодательство государств СНГ предусматривает следующий порядок действий в случае наличия разногласий между председателем и членами комиссии при расследовании несчастных случаев на производстве.

Содержание особого мнения имеет большое значение. Учитывая 20­летний опыт проведения специальных расследований несчастных случаев, автор не раз сталкивался с ситуациями, когда по результатам специальных расследований органами судебного расследования вместо заключений, подписанных всеми членами комиссии (например, акта по форме Н­5), за основу были приняты заключения, указанные в особом мнении. Очевидно и то, что результаты расследования не могут быть обжалованы при отсутствии особого мнения.
Нормативные документы не определяют формы особого мнения, а лишь указывают на то, что особое мнение оформляется как приложение только членом комиссии и в случае несогласия с содержанием акта. Такая неоднозначность побуждает писать в особом мнении любые замечания, не касающиеся сути вопроса. Например, были случаи, когда в особом мнении указывались:
• результаты проверки состояния охраны труда субъекта хозяйствования, причастного к несчастному случаю;
• замечания, касающиеся перечня материалов расследования или отсутствия в материалах расследования того или иного документа, который не влияет на заключение комиссии, хоть и предусмотрен процедурой расследования (например, отсутствие протокола распределения обязанностей между членами комиссии);
• грамматические ошибки в акте расследования;
• возражения к содержанию особых мнений членов комиссии.
Иногда к материалам расследования прилагались особые мнения всех членов комиссии (кроме председателя комиссии) или даже особое мнение председателя комиссии (последнее, по сути, является нонсенсом).

На мой взгляд, в особом мнении должны быть указаны аргументы члена комиссии, касающиеся его несогласия с причинами и заключениями по несчастному случаю, и прежде всего с квалификацией несчастного случая как связанного или не связанного с производством. Особое мнение должно содержать лаконичную и мотивированную информацию относительно несогласия члена комиссии с обстоятельствами и причинами наступления несчастного случая со ссылкой на действующий нормативный документ. Это единственный способ для члена комиссии изложить в материалах специального расследования свою версию события, связанного с наступлением несчастного случая. Учитывая то, что объем особого мнения не лимитируется, к нему можно прилагать любые материалы, которые …

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5