Вместе и черта бить не страшно


В условиях действия моратория на проверки предприятий многие работодатели начали урезать службы охраны труда либо привлекать их специалистов к другой работе. За это время резко ухудшилась статистика травматизма: коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом вырос: в угольной отрасли – на 68%, энергетике – на 40%, социально-культурной сфере – на 51%, а на предприятиях связи – почти втрое!

 

В феврале в Днепропетровске состоялось совместное совещание должностных лиц теруправления Госгорпромнадзора в Днепропетровской области и Общественного совета специалистов служб охраны труда металлургических и машиностроительных предприятий. Основным вопросом, вынесенным на повестку дня, было состояние производственного травматизма на поднадзорных предприятиях в 2014 г. и мероприятия по совершенствованию профилактической работы и предупреждению производственного травматизма.

Начальник теруправления Виктор Иванко отметил, что при существенном снижении в стране уровня общего травматизма по сравнению с 2013 г. (на 2250 несчастных случаев) возросло количество несчастных случаев со смертельным исходом в таких отраслях, как нефтегазодобыча, геологоразведка, энергетика, металлургия, связь, газовая и деревообрабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс (на 2–7 несчастных случаев). А в социально-культурной сфере и торговле количество случаев смертельного травматизма увеличилось на 32.

Аналогичная картина наблюдалась и на предприятиях, подконтрольных тер­управлению в Днепропетровской области: количество случаев общего травматизма в регионе уменьшилось на 8 (322 против 330 в 2013 г.), а смертельного – возросло на 10 (37 против 27). Больше всего показатель общего травматизма возрос на сельскохозяйственных предприятиях области (+16 несчастных случаев), смертельного – в сельском хозяйстве, социально-культурной сфере и котлонадзоре (соответственно +6, +4 и +3).

На предприятиях металлургической и машиностроительной отрасли региона в минувшем году наметилась тенденция к сокращению производственного травматизма: общего (94 несчастных случая против 109 в 2013 г.), с тяжелым (27 против 35) и смертельным (6 против 8) исходом. Тем не менее эти показатели остаются одними из самых высоких среди предприятий всех отраслей региона.

При анализе этих абсолютных цифр следует учитывать, что в прошлом году в указанных и других отраслях наблюдался существенный спад производства. Так, по данным Госгорпромнадзора, количество субъектов хозяйственной деятельности и работников, занятых в угольной и энергетической отрасли, в социально-культурной сфере и на предприятиях связи, только за первые 9 месяцев 2014 г. уменьшилось на 13% и 14% соответственно. В то же время прослеживается четкая корреляция между мораторием на проведение Госгорпромнадзором плановых проверок по соблюдению работодателями требований законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда, действующим со второй половины прошлого года, и ростом уровня производственного травматизма со смертельным исходом. В масштабах страны за время действия данного моратория коэффициент частоты смертельного травматизма вырос в угольной отрасли на 68%, энергетике – на 40%, социально-культурной сфере – на 51%, а на предприятиях связи – почти втрое!

В условиях действия моратория в 2014 г. инспекторы теруправления провели 44 проверки предприятий по постановлениям правоохранительных органов и 23 – по заявкам собственников предприятий. Их результаты свидетельствуют, что даже на предприятиях, где было обеспечено надлежащее функционирование служб охраны труда, положение дел с безопасной организацией работ, техническим состоянием ограждений, защитных устройств, предохранительных систем и средств коллективной защиты значительно ухудшилось. Вызвано это почти повсеместным сокращением численности специалистов служб охраны труда и привлечением их к выполнению функций, не предусмотренных Законом Украины «Об охране труда», что является нарушением п. 5.5 НПАОП 0.00-4.21-04 «Типовое положение о службе охраны труда». Многие работодатели объясняют такие свои решения действующим мораторием. Мол, раз нет проверок Госгорпромнадзора, то и службе охраны труда предприятия делать нечего. Значит, следует ее урезать или нагрузить другой работой.

В. Иванко подчеркнул, что это глубоко ошибочная точка зрения! И сегодня при встречах с работодателями и руководителями предприятий должностные лица теруправления обращают их внимание на то, что никто не отменял действие статей 271–275 раздела X «Преступления против безопасности производства» Уголовного кодекса Украины, а следственные органы продолжают работать в этом направлении. Если руководители предприятий не хотят ощутить на себе бремя уголовной ответственности, предусмотренной этими статьями, то в условиях законодательного ограничения госнадзора им необходимо усиливать и расширять ведомственный надзор за состоянием охраны труда и промышленной безопасности! Следует не сокращать службы охраны труда предприятий, а активизировать их деятельность, совершенствовать профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма! Начальник теруправления обратился к представителям Общественного совета с предложением провести такую разъяснительную работу с работодателями и руководителями предприятий. Также в ходе обсуждения информации члены Общественного совета полностью поддержали предложение В. Иванко о письменных обращениях к руководителям предприятий отрасли.

В связи с упомянутым мораторием и реорганизацией Службы большинство должностных лиц теруправления сегодня находится в отпусках, в том числе и за свой счет. В то же время от предприятий, потерпевших и из других источников поступает информация о продолжающемся сокрытии случаев производственного травматизма. И в этих условиях теруправление практически лишено возможности оперативно реагировать на такие сигналы. Кроме того, из анализа поступающих от предприятий актов о несчастном случае, связанном с производством (по форме Н-1), просматривается несколько тревожных тенденций:

  • очень низкое качество проведения расследований;
  • из изложенных обстоятельств несчастного случая не следуют его причины и лица, допустившие нарушения требований законодательства об охране труда;
  • очень часто вся ответственность за произошедший несчастный случай необоснованно возлагается лишь на потерпевшего;
  • причины наступления несчастного случая определены неверно или неполностью;
  • разработанные мероприятия носят формальный характер и устраняют лишь часть действительных причин наступления несчастного случая и т. д.

Множество дополнительных проблем и сложностей, которые приходится оперативно решать, связаны с работой предприятий, функционированием надзорных органов и проведением расследований в условиях и на территории проведения АТО.

Еще один актуальный вопрос – это низкое качество новых или пересматриваемых нормативно-правовых актов по охране труда. Их очень сложно использовать как специалистам служб охраны труда предприятий в их повседневной деятельности, так и инспекторам Службы при осуществлении надзорных функций. Поэтому участники совещания высказали единодушное мнение о необходимости предварительного изучения и анализа разрабатываемых нормативно-правовых актов производственниками – специалистами служб охраны труда предприятий в лице членов Общественного совета. Только после устранения высказанных ими замечаний имеет смысл подавать проект акта на согласование и утверждение.

Об основных результатах анализа производственного травматизма на предприятиях металлургической и машиностроительной отрасли региона подробно рассказал главный государственный инспектор профильной инспекции теруправления Александр Кирпичников. Как уже отмечалось, за минувший год на них произошло 94 несчастных случая, из которых 27 – с тяжелым и 6 – со смертельным исходом. Основными видами происшествий, которые привели к несчастным случаям, стали следующие:

  • действие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей – 26 несчастных случаев;
  • падение потерпевших – 22;
  • воздействие температур и другие виды – по 12;
  • воздействие вредных и токсичных веществ – 6.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются нарушение трудовой и производственной дисциплины и личная неосторожность потерпевшего (соответственно 72 и 7 несчастных случаев). Среди оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, эксплуатация которых привела к несчастным случаям, чаще всего присутствует оборудование для черной и цветной металлургии, подъемно-транспортное и станки металлорежущие (соответственно 17, 8 и 4 несчастных случая). В прошлом году на предприятиях металлургической отрасли региона участились случаи выброса расплавленного металла из литейного и сталеплавильного оборудования, в результате чего пострадали 5 работников, двое из которых погибли.

Не вызывает сомнений, что в условиях действия моратория на проверки состояния охраны труда на предприятиях необходимо принимать все доступные меры по совершенствованию, расширению и углублению профилактической работы. Проблемы предприятий региона лучше других знают специалисты служб охраны труда. Им, как говориться, и карты в руки! А координировать и направлять эти усилия могут территориальные органы Госгорпромнадзора через общественные советы специалистов служб охраны труда. Что сложно сделать усилиями одного инженера по охране труда, всегда осилит сплоченный коллектив опытных единомышленников – профессионалов!

 

Олег Моисеенко, собкор

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5