Риск-ориентированный подход в Украине


О предпосылках и перспективах внедрения принципов риск-ориентированного подхода в национальное законодательство об охране труда.

Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой (далее – Соглашение об ассоциации) было подписано 27 июня 2014 г. В нем не упоминается о возможности членства Украины в ЕС, однако успешная реализация положений Соглашения об ассоциации означала бы надлежащее внедрение норм, действующих в ЕС, и готовность Украины перейти к более глубоким уровням интеграции с Евросоюзом. Вместе с тем выполнение предусмотренных настоящим Соглашением реформ и преобразований имело бы следствием значительное повышение качества жизни граждан Украины.
Соглашением об ассоциации предусмотрено, что в украинское законодательство должна быть инкорпорирована значительная часть правовых наработок ЕС (acquis communautaire). Украина, таким образом, становится интегральной составляющей современной Европы.
В этом смысле чрезвычайно важно, что положения Соглашения являются юридически обязывающими. Разумеется, поскольку Украина стремится интегрироваться в Евросоюз, это означает прежде всего взятие ею обязательств. Это касается адаптации законодательства ЕС и применения его на практике, уважение к ценностям, на которых основывается Евросоюз.
Со своей стороны ЕС берет обязательства помогать Украине в приближении к нему. Например, раздел Соглашения об ассоциации «Экономическое и секторальное сотрудничество» содержит положение о целях и формах сотрудничества между ЕС и Украиной в 28 сферах. Почти по каждой из них определен перечень, соответствующие этапы и сроки имплементации актов законодательства ЕС, которые Украина обязуется перенести в национальное законодательство. Всего речь идет о более 300 регламентах и директивах ЕС, а также других актах acquis. Сроки имплементации законодательства ЕС Украиной составляют два, три, пять, семь и десять лет со времени вступления Соглашения в силу.
В сфере занятости, социальной политики и равных возможностей Украина должна обеспечить постепенное приближение к праву, стандартам и практике ЕС, как указано в Приложении ХL к Соглашению об ассоциации (ст. 424).
Разделом «Здоровье и безопасность труда» этого приложения предусмотрена имплементация 29 директив Совета, а также Европейского парламента и Совета, для 27 из которых определен конкретный график имплементации.

Риск-ориентированный подход в сфере охраны труда
В Европейском Союзе риск-ориентированный подход закреплен ст. 2, 3 Европейской социальной хартии (пересмотренной), а также так называемой «рамочной» Директивой № 89/391/ЕЭС об установлении мер по поощрению улучшения охраны здоровья и безопасности труда работников (далее – Директива № 89/391/ЕЭС).
Целью этой директивы является внедрение мероприятий, способствующих улучшению в сфере безопасности и гигиены труда, то есть мероприятий превентивного характера. Для этого она содержит общие принципы, касающиеся предотвращения профессиональных рисков (на языке оригинала – occupational risk), охраны безопасности и здоровья, исключения факторов риска и несчастных случаев, информирования, консультирования и пропорционального участия согласно национальным законам и/или практики, обучения работников и их представителей, а также указания по имплементации этих принципов.
Несмотря на отсутствие в Директиве № 89/391/ЕЭС определений правовых дефиниций «риск» и «профессиональный риск», она постоянно ими оперирует и определяет основные положения других 19 отдельных директив, касающихся требований охраны труда для рабочего места, при использовании оборудования, работе с химическими, физическими и биологическими веществами, а также защиты на рабочем месте определенных групп работников.
Национальным законодательством стран – членов ЕС положение Директивы № 89/391/ЕЭС урегулировано на уровне трудовых кодексов (в части обеспечения безопасности и гигиены труда) и/или специальных законов. При этом преимущественно используется правовая дефиниция «профессиональный риск», что объясняется прежде всего самой структурой этих законодательств. Дело в том, что сфера привычной нам охраны труда в Евросоюзе, как правило, регулируется двумя нормативно-правовыми актами: первый касается безопасности именно работника во время работы, второй – безопасной эксплуатации рабочего оборудования. Отсюда и дефиниция, ориентированная именно на работника, то есть на его безопасность при выполнении профессиональных обязанностей.
Привели свое законодательство в соответствие с указанными директивами и страны – кандидаты на вступление в Евросоюз (Исландия, Македония, Сербия, Черногория).
Швейцария и Норвегия, не планирующие своего членства в ЕС, однако тесно с ним интегрированные, успешно используют риск-ориентированный подход во всех сферах государственного управления.
Другие страны мира также признают эффективность систем управления охраной труда с учетом риск-ориентированного подхода. В частности, Япония и Канада учли вопрос оценки и управления рисками для жизни и здоровья работников во время трудовых отношений в своих специальных законах, принимая во внимание национальные особенности осуществления хозяйственной деятельности.
Следует заметить, что внедрение риск-ориентированного подхода в национальное законодательство об охране труда хоть и скажется прежде всего на уровне предприятий, однако коснется и таких важных составляющих государственного управления охраной труда, как проведение обучения по вопросам охраны труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, осуществление государственного надзора (контроля), предоставление льгот и компенсаций за вредные и опасные условия труда и т. п.

Способы имплементации законодательства ЕС
Законом Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» определено, что адаптация – это процесс приведения законов Украины и других нормативно-правовых актов в соответствие с acquis communautaire. Правовая доктрина выделяет имплементацию как одну из форм адаптации. Среди основных способов имплементации выделяют, в частности, следующие…

Наталия Чумакова, заведующая научно-исследовательской лабораторией нормативно-правовых актов ГУ «ННИИПБОТ»
Олеся Цибульская, заведующая научно-исследовательской лабораторией управления охраной труда ГУ «ННИИПБОТ»

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5