Формируем трудоохранное мировоззрение


Подходы к организации самостоятельной и внеаудиторной работы студентов во время изучения дисциплин комплекса «Охрана труда»

После отмены правительством Украины 30 мая 2014 г. нормативности дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» и «Гражданская защита», о чем шла речь в приказе Министерства образования и науки Украины, Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора от 21 октября 2010 г. № 969/922/216, высшие учебные заведения существенно сократили объемы преподавания этих предметов. И это несмотря на действующие утвержденные Министерством образования и науки Украины 18.03.2011 Типовые программы преподавания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы охраны труда» – для бакалавров, «Охрана труда» и «Гражданская защита» – для магистров, в которых указан рекомендуемый объем лекционных и лабораторно-практических часов, формы контроля знаний (зачет, экзамен).
Чтобы как-то компенсировать недостаток аудиторных часов, преподавателям предложено внедрять в учебный процесс самостоятельную работу студентов, рекомендовать им учебно-методическую литературу для самостоятельного изучения и давать задания для закрепления материала. Целесообразность такого подхода обосновываются ссылкой на Болонскую декларацию и Положение «Об организации учебного процесса в высших учебных заведениях», утвержденное приказом МОН Украины от 02.06.1993 № 161. В рамках данной статьи, учитывая невозможность заменить самостоятельной работой системность в общении с преподавателем во время изучения принципов и практики трудоохранных дисциплин, предложены разные виды самостоятельной работы студентов вузов, в частности аграрных. Это актуально, учитывая то, что на самостоятельную работу деканаты порой отводят чуть не половину объема изучения дисциплины.
Действительно, самостоятельную работу нужно рассматривать как важное средство усвоения учебного материала вне выполнения студентами аудиторных учебных задач. Известно, что когда студенты отрабатывают задания самостоятельно, от осознания поставленной задачи до анализа полученных результатов, то процент усвоения полезной информации приближается к 90%.
Деятельность руководителя современного производства характеризуется способностью самостоятельно разыскивать необходимую информацию, быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, постоянно повышать уровень профессиональных знаний. Поэтому обучение в вузе не может отвечать современным требованиям, если в учебно-воспитательном процессе не будет уделяться внимание усвоению студентами системы умений и навыков поисковой информационной работы. Практика производства показывает, что только те знания, которые студент получил самостоятельно, через собственный опыт, поиск и осмысление, становятся его достоянием.
Так что попробуем подготовить к такой деятельности студента, предложив ему задание для самостоятельной работы. Это позволит ему развить качества самостоятельного получения новых знаний, что крайне важно в профессиональной деятельности по охране труда, нормативно-правовая база которой из года в год существенно меняется. Рационально организованная систематическая самостоятельная работа во время изучения трудоохранных дисциплин должна стать основой и одним из определяющих факторов формирования личности руководителей всех звеньев современного производства.

Основные задачи самостоятельной работы студентов по трудоохранным дисциплинам следующие: научить студентов самостоятельно работать с действующими нормативно-правовыми документами по охране труда; сформировать у студентов навыки поиска информации по вопросам охраны труда в разных документах и ее анализа; приучить студентов к необходимости прилагать определенные усилия в осмыслении положений трудоохранных документов, зачастую написанных сухим деловым языком без объяснений. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, содержания, взаимосвязи и характера задач, результатов выполнения.
Самостоятельная работа как важный компонент учебного процесса предусматривает объединение разных видов индивидуального и коллективного обучения во время аудиторных и внеаудиторних занятий, без участия преподавателя и под его непосредственным руководством. Но часто задачи самостоятельной работы студентов в вузах просто повторяют этапы аудиторного обучения: постепенное усвоение нового материала, его закрепление, применение на практике и т. д.
Задача самостоятельной работы студентов по трудоохранным дисциплинам – дополнить и закрепить знания, полученные за время изучения теоретического курса охраны труда, активизировать творчество, развить навыки работы с нормативно-правовыми актами по охране труда и со справочной литературой, научиться самостоятельно решать вопросы охраны труда в проектной документации, приобрести опыт выполнения инженерных расчетов на основе документов по охране труда (могут быть использованы в дальнейшем в дипломном проектировании и последующей инженерной деятельности по специальности), подготовить к самостоятельной разработке мероприятий по созданию безопасных и безвредных условий труда во всех отраслях производства.

Для эффективности самостоятельной работы студентов преподаватель должен обеспечить выполнение определенных условий:

☑ соблюдение оптимального сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;

☑ обеспечение методически правильной организации работы студента в аудитории и вне нее;

☑ обеспечение студента необходимыми методическими материалами, предусматривающими введение в порядок выполнения самостоятельной работы элементов творчества и аналитики;

☑ контроль за организацией и результатами самостоятельной работы с целью поощрения студентов к ее качественному выполнению и др.

Отдельно нужно отметить обеспеченность самостоятельной работы студентов учебной и методической литературой с использованием информационных компьютерных технологий, в частности предложить студентам использовать имеющиеся компьютерные ресурсы по охране труда. Ныне актуальным являются разработки компьютеризированных рабочих мест инженера по охране труда, где кроме справочных материалов нужно разместить учебные материалы по охране труда с учетом педагогических и дидактических требований.
Самостоятельная работа по трудоохранным дисциплинам может предусматривать: написание рефератов, выполнение расчетных работ и т. д.; подготовку к участию в деловой игре, олимпиадах и пр.; анализ производственных ситуаций с вероятными нарушениями нормативов безопасности труда; представление результатов выполненных научных трудоохранных исследований для участия в работе научно-практических конференций и семинаров.
В качестве примера самостоятельной работы по охране труда можно предложить студентам составить документы, которые регламентируют вопросы охраны труда на предприятии: инструкции, тексты инструктажей, перечни, письма, сообщения и т. д. Для этого студентам нужно предоставить типичные формы этих документов в электронном виде. Это представляет собой моделирование организации рабочего места специалиста по охране труда на базе ПК с соответствующим документальным наполнением.
Будущее охраны труда – в оперативном учете и быстром поиске трудоохранной информации, а потому работа специалиста по охране труда без ПК сегодня уже воспринимается как архаизм. Повышение трудоохранного мировоззрения на информационной компьютерной базе должно стать основой самостоятельного обучения студентов по охране труда.
Самостоятельное обучение охране труда студентов вузов должно предусматривать: визуальность получаемой информации (методические пособия для самостоятельной работы, бланки трудоохранных документов, просмотр на ПК презентаций и учебных фильмов по вопросам охраны труда и т. д.), интерактивность (подготовка к проведению деловых игр, выполнение тестовых заданий по анализу действий должностных лиц и работников в случае проблемных ситуаций по охране труда на предприятии). Такая структура позволит максимально повысить эффективность самостоятельного обучения студентов вопросам охраны труда.
Характер большинства деловых игр, а также лабораторных и практических работ по дисциплинам «Основы охраны труда», «Охрана труда в отрасли», «Производственная санитария», «Безопасность производственных процессов» и др. можно считать исследовательским, поэтому к их выполнению студенты должны подготовиться. Так, до начала их проведения студент должен самостоятельно отработать…

Александр Войналович, канд. тех. наук, заведующий кафедрой охраны труда и инженерии среды;
Тамара Билько, канд. биол. наук, доцент
(Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины)

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5