Безопасность и качество в системах менеджмента: ISO 9001:2015


В течение 2016 года в нашем журнале будет опубликован цикл статей, в которых будет подробно рассказываться о создании и развитии международных стандартов в области систем менеджмента, их содержании и требованиях, а также освещаться вопросы качества, экологии, гигиены и безопасности труда, энергопотребления в свете требований соответствующих международных стандартов ISO как лучших мировых практик. В данной публикации рассматривается базовая концепция систем менеджмента, рассказывается о развитии систем менеджмента качества и новой редакции стандарта ISO 9001:2015. 

Базовая концепция и модель систем менеджмента

Основная производственная цепочка «поставщики – производитель – потребители», которая формируется в системах менеджмента, по сути, является совокупностью взаимосвязанных процессов, направленных на получение результата: выпуск продукции и/или предоставление услуг.
Современная концепция систем менеджмента заключается в том, что результатом работы компаний являются продукты и/или услуги для потребителей. Чтобы получить этот результат, компании должны иметь и управлять следующими взаимосвязанными элементами систем менедж­мента: 1) потребители; 2) процессы; 3) поставщики; 4) персонал; 5) инфраструктура; 6) среда выполнения процесса; 7) ресурсы для мониторинга и измерения; 8) база знаний организации; 9) высшее руководство; 10) продукты и услуги; 11) заинтересованные стороны.
Базовая модель систем менеджмента (рис. 2) состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для достижения результата: выпуска продукции и/или предоставления услуг. Результатом работы систем менеджмента являются качество, срок, количество, сервис, цена и другие требования к продуктам/услугам. Основная функция высшего руководства – эффективно управлять элементами системы менеджмента для получения качественного результата.

Концепция потерь в системах менеджмента
Производство продукции и/или предоставление услуг всегда связаны с затратами ресурсов, а затраты всегда связаны с потерями.
Наравне с базовой концепцией систем менеджмента необходимо рассмат­ривать концепцию потерь в системах менеджмента. На практике менеджеры хорошо знают и понимают, что такое результат деятельности организации и затраты на достижение результата, но, увы, уделяют недостаточно вре­мени идентификации потерь в производственных системах. Начавшаяся в последние годы унификация и интеграция международных стандартов в области систем менедж­мента подводит нас к пониманию необходи­мости единого подхода в системах менеджмента на основе концепции потерь.

Автор сформулировал следующую модель и аксиомы концепции потерь в системах менеджмента (рис. 3):

Аксиома 1.  Деятельность организации всегда направлена на результат. Результатом деятельности организации всегда является продукция и/или услуга.

Аксиома 2. Организация в процессе достижения результата всегда несет затраты. Для получения результата ей необходимы ресурсы двух видов. Первый – это ресурсы, перерабатываемые и трансформируемые в результат: материалы, сырье, комплектующие, энергия, информация и другие. Второй вид – персонал, инфраструктура, рабочая среда и т. д., способствующие переработ­ке и трансформации первого вида ресурсов в результат, т. е. продукцию и/или услуги.

Аксиома 3. Организация несет затраты на достижение результатов, в числе которых всегда присутствуют потери. Потери – это часть затрат, которые не создают ценности для потребителя. Потери необходимо идентифицировать и стремиться исключать и/или снижать их в процессе деятельности организации. Потери обусловливают повышение цены для потребителя и/или уменьшение прибыли для организации.

Аксиома 4. Потери организации при получении результата связаны…

Подробнее читайте на страницах журнала.

Виталий Цопа,
докт. техн. наук, профессор МИМ-Киев,
международный эксперт и аудитор по системам менеджмента

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5