АНДРЕЙ РЕВА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ


В конце мая – начале июня в Женеве состоялась 105-я сессия высшего руководящего форума Международной организации труда (МОТ) – Международная конференция труда. Участие в ней приняла делегация из Украины во главе с Вице-премьер-министром Украины Павлом Розенко и Министром социальной политики Андреем Ревой. Руководитель министерства, в частности, выступил с речью в рамках Сегмента высокого уровня. Он акцентировал на преданности украинской власти делу проведения всеобъемлющих реформ, проинформировал о принятии Государственной стратегии по преодолению бедности до 2020 года, а также о новой Программе достойного труда для Украины на 2016–2019 годы.
Подробнее об этом мероприятии, приоритетах международного сообщества в области трудовых отношений и социальной защиты населения, о выполнении Украиной конвенций МОТ и о вызовах, которые стоят перед нашей страной в этой сфере, – в интервью с Министром социальной политики Украины Андреем Ревой.

– Андрей Алексеевич, какие приоритеты в сфере труда определила для себя МОТ на ближайшую перспективу? Какие конкретные задачи поставлены перед представителями стран – членов МОТ, принявших участие в 105-й сессии Международной конференции труда?

– Прежде всего необходимо сказать, что в 2019 году Международная организация труда будет отмечать столетний юбилей с момента основания, и уже сегодня идет подготовка к этому без преувеличения знаменательному событию.

Эта уникальная международная организация создала крепкий фундамент для формирования и развития системы социально-трудовых отношений на трехсторонней основе для государств всего мира. Именно конвенции МОТ устанавливают международные стандарты в социально-трудовой сфере, в частности и в области безопасности и гигиены труда.

Доклад Генерального директора МОТ Гая Райдера на 105-й сессии был посвящен Инициативе по преодолению бедности. Принимая во внимание тот факт, что бедность является глобальным вызовом, государства – члены МОТ должны отражать в своих национальных стратегиях соответствующие мероприятия по вопросам занятости и условий труда, здравоохранения, образования и т. п. Это будет способствовать обеспечению устойчивого экономического развития и социальной справедливости.

Повестка дня 105-й Международной конференции труда охватывала и ряд других вопросов, в частности:

  • продвижение достойного труда;
  • пересмотр Рекомендации № 71 об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру 1944 года;
  • содействие социальной справедливости;
  • работа в морском судоходстве.

 

– Отчитывалась ли Украина о состоянии соблюдения конвенций и рекомендаций МОТ? В отношении каких конвенций возникают проблемные вопросы?

– Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций не выносил на рассмотрение вопрос относительно выполнения Украиной положений ратифицированных ею конвенций.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что Министерство социальной политики при участии других заинтересованных министерств ежегодно обеспечивает подготовку докладов Украины, которые подаются в МОТ в соответствии со ст. 22 Устава этой организации после согласования с социальными партнерами.

В 2016 году Украина будет отчитываться по 13 конвенциям №№ 11, 29, 81, 98, 105, 113, 126, 129, 138, 156, 158, 176, 182.

Учитывая, что ваш журнал имеет название «Охрана труда», отмечу, что две конвенции из указанного перечня касаются вопросов безопасности и гигиены труда:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»;
  • № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах».

 

– Какие из конвенций МОТ в сфере труда запланировано ратифицировать в Украине в ближайшее время? Планирует ли правительство мероприятия с целью активизации работы по имплементации уже ратифицированных конвенций МОТ?

В целом Украина ратифицировала 71 конвенцию МОТ, 63 из них являются действующими (8 – денонсированы). На очереди ратификация Украиной еще девяти конвенций, среди которых:

  • № 88 «Об организации службы занятости»;
  • № 171 «О ночном труде»;
  • №168 «О содействии занятости и защите от безработицы»;
  • № 181 «О частных агентствах занятости»;
  • Раздел ІІІ Конвенции МОТ № 173 «О защите требований работников в случае неплатежеспособности работодателя», касающийся защиты требований работников учреждением-гарантом;
  • № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»;
  • № 189 «О достойном труде домашних работников»;
  • № 97 «О работниках-мигрантах»;
  • «О работе в морском судоходстве» 2006 года.

 

В сфере безопасности и гигиены труда Украина уже ратифицировала ряд конвенций:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве;
  • № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде»;
  • № 161 «О службах гигиены труда»;
  • № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах»;
  • № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».

 

На сегодняшний день актуальным является вопрос имплементации 27 европейских директив в сфере безопасности и гигиены труда, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Их перечень определен приложением XL к главе 21 «Сотрудничество в области занятости, социальной политики и равных возможностей».

Вместе с тем Программа достойного труда МОТ для Украины на 20162019 годы предусматривает получение в этом направлении международной технической помощи со стороны экспертов Международной организации труда и ЕС.

 

– МОТ готова в дальнейшем предоставлять техническую и экспертную помощь нашему государству? На что именно она будет направлена?

– Нужно заметить, что 7 апреля 2016 года в Киеве был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно реализации Программы достойного труда МОТ для Украины на 2016–2019 годы. Эта Программа является рамочной и основывается на трех приоритетах: содействие занятости и развитию действующих предприятий для стабильности и роста; содействие эффективному социальному диалогу; улучшение социальной защиты и условий труда.

Украина признательна за техническую помощь со стороны МОТ в таких вопросах:

– создание с помощью трехстороннего диалога действенной инспекции труда, которая будет отвечать международным трудовым нормам и европейским образцам;

– реформирование Государственной службы занятости, в частности, по улучшению информации о рынке труда, развитию предпринимательства, осуществлению функционального анализа деятельности службы;

– создание условий для благоприятной среды для стабильных предприятий;

– предоставление технических комментариев к проекту Трудового кодекса Украины.

Украина рассчитывает на техническую помощь МОТ в реализации таких задач:

– развитие социального диалога на территориальном уровне в рамках проведения реформы местного самоуправления и децентрализации государственной власти.

внедрение методологии МОТ относительно оценки инвестиционных портфелей на предмет содействия занятости.

 

– Рассматривался ли вопрос технической помощи на институционное развитие Гоструда?

– Да. Я уже назвал три приоритета, на которых основывается Программа достойного труда МОТ для Украины на 2016–2019 годы. Именно реализация третьего приоритета – улучшение социальной защиты и условий труда – предусматривает предоставление международной технической помощи МОТ для создания современной инспекции труда, которая будет отвечать стандартам, предусмотренным конвенциями МОТ и европейскими директивами.

 

– Как специалисты МОТ оценивают разработанный Украиной проект Трудового кодекса?

– Во исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, постановлением Верховной Рады Украины «О Программе деятельности Кабинета Министров Украины» от 11.12.2014 № 26-VIII одобрена Программа деятельности Кабинета Министров Украины. Одной из основных задач, определенных этим документом, является реформирование трудового законодательства с целью приведения его в соответствие к трудовому праву Европейского Союза.

Народные депутаты Украины 20.05.2015 г. внесли на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Трудового кодекса Украины (регистрационный № 1658, доработанный). Он был принят в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины 05.11.2015.

Положения указанного законопроекта основываются, в частности, на таких принципах:

– обеспечение надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, безусловного приоритета сохранения жизни и здоровья работника перед другими целями в сфере труда;

– равенство прав и возможностей работников, в том числе гендерное равенство, путем обеспечения единства и дифференциации условий труда;

– запрет принудительного и детского труда;

– приоритетное применение норм международного права в сфере социально-трудовых отношений и осуществлении правосудия.

В целом положения предложенной редакции законопроекта отвечают праву Европейского Союза и положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Так, законопроект содержит положение о недопущении дискриминации в сфере труда по какому-либо признаку (как предусмотрено нормами Директивы Совета 2000/43/ЕС от 29.06.2000 относительно имплементации принципа равенства между лицами независимо от их расовой или этнической принадлежности и Директивы Совета 2000/78/ЕС от 27.11.2000).

Реализация этих положений создаст законодательные предпосылки относительно защиты от дискриминации. На практике это предусматривает ответственность и возможность применять санкции за нарушение этой нормы.

Кроме того, проектом предусматривается увеличение продолжительности ежегодного основного отпуска с 24 до 28 дней, что указано в Европейской социальной хартии (пересмотренной).

Устанавливаются и дополнительные гарантии для беременных женщин, в частности за ними сохранятся средний заработок за время прохождения медицинского осмотра, связанного с беременностью (как предусмотрено Директивой Совета 92/85/ЕЭС от 19.10.1992 о введении мер, содействующих улучшению безопасности и охраны здоровья на производстве беременных работниц, а также недавно родивших или кормящих работниц;

 

Законопроектом устанавливаются нормы относительно права на репатриацию работников.

Предусматривается, что работники пользуются правом на репатриацию в таких случаях: окончание срока трудового договора или трудового договора на конкретный рейс, закончившийся за границей; заболевание или получение травм, или по другим причинам, подтвержденным медицинским заключением; катастрофы транспортного средства, на котором работал работник; когда владелец транспортного средства не может дальше выполнять свои обязательства работодателя по причинам банкротства, продажи транспортного средства, изменения регистрации или ареста транспортного средства либо по другим аналогичным причинам; когда транспортное средство без согласия работника направляется в зону военных действий.

Репатриация работника должна быть организована работодателем, а в случае невозможности обеспечения ее работодателем – компетентным органом власти, определенным Кабинетом Министров Украины, с последующим возмещением затрат за счет работодателя.

 

Такая законодательная инициатива, продиктованная необходимостью построения открытого общества и экономики, станет еще одним шагом на пути вступления Украины во Всемирную торговую организацию.

К тому же документом предусматривается выплата выходного пособия в случае увольнения в связи с сокращением, размер которого зависит от продолжительности непрерывного стажа работы у работодателя, что отвечает положениям ст. 4 Европейской социальной хартии (пересмотренной).

Одним из нововведений проекта Трудового кодекса является определение профессиональной (служебной) карьеры и средств ее осуществления, которые будут побуждать работников более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, а работодателя – к созданию надлежащих условий и равных прав для профессионального роста или продвижения (повышения) по службе работников.

При этом перерыв в работе, возникший из-за выполнения семейных обязанностей (уход за детьми, больными родственниками) или обстоятельств, связанных с состоянием здоровья, не может быть препятствием для карьерного роста.

Новый Трудовой кодекс регулирует сферу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. В свою очередь, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства не заменяет установленной законодательством процедуры решения индивидуальных или коллективных трудовых споров. Он определяет задачи инспекции труда, полномочия инспекторов, их права и служебные обязанности с учетом требований, предусмотренных актами ЕС.

При Комитете Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения создана рабочая группа по доработке проекта Трудового кодекса Украины ко второму чтению, которая состоит, в частности, из представителей сторон социального диалога и Министерства социальной политики. В Комитете состоялось 28 заседаний вышеупомянутой рабочей группы, на которых обработано 1689 поправок народных депутатов Украины к 396 статьям проекта Трудового кодекса Украины. Кроме того, в законопроект включены положения ряда директив Совета ЕС, которые Украина обязалась имплементировать в национальное трудовое законодательство во исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

Таким образом, по итогам работы можно утверждать, что положения директив Совета ЕС, касающиеся трудовых отношений, фактически имплементированы в этот законопроект.

Указанный документ сразу после принятия его в первом чтении был направлен в МОТ для проведения экспертизы, и сейчас уже получены технические комментарии от МОТ. Они содержат 59 рекомендаций по усовершенствованию предложенной редакции законопроекта, которые безусловно требуют имплементации в этот законопроект.

 

– Какие мероприятия проводились в рамках Международной конференции труда? Чем они полезны для Украины?

– Во время пребывания нашей трехсторонней делегации в Женеве состоялся ряд встреч представителей Украины с членами делегации и руководством Международного бюро труда, в частности: Генеральным директором МОТ господином Гаем Райдером, Региональным директором МБТ для стран Европы и Центральной Азии господином Хайнцом Коллером. Они заверили нас, что видят Украину своим надежным партнером в продвижении международных стандартов в социально-трудовой сфере, предусмот­ренных конвенциями МОТ, и подтвердили готовность всесторонней поддержки Украины в проведении реформ.

 

– Расскажите, пожалуйста, о направлениях реформ, которые осуществляет правительство в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения.

Первое направление предусматривает дальнейшее реформирование системы государственной социальной поддержки населения путем внедрения адресных и эффективных механизмов ее предоставления.

Планируется:

  1. Обеспечение инвентаризации предоставления социальных льгот и внедрение монетизации льгот. Важным условием внедрения предоставления льгот в денежной форме является возможность государственного бюджета обеспечить своевременное финансирование соответствующих выплат в полном объеме.

 

Система социальных льгот определена почти 50 законодательными актами и не обеспечена финансовыми ресурсами для их полной реализации. По данным Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы, приблизительно 10 млн человек имеют право на льготы по социальному признаку.

 

  1. Унификация предоставления государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и одиноким матерям, введение стимулов к трудоустройству получателей помощи трудоспособного возраста.

 

Количество получателей социальной поддержки (льгот, компенсаций, субсидий, помощи) в органах социальной защиты на сегодняшний день составляет около 16 млн человек.

Условия предоставления отдельных видов социальной помощи не стимулируют их получателей к работе и легальной занятости.

На 01.01.2016 г. по сравнению с 2003 г. количество получателей помощи одиноким матерям увеличилось почти в 22 раза: с 27,2 тыс. до 591,9 тыс.

 

  1. Усовершенствование механизма предоставления населению субсидий (необходимость в урегулировании отдельных вопросов порядка предоставления субсидии, в частности относительно использования остатков накопленных сумм субсидии, порядка исчисления дохода для отдельных категорий граждан и т.п.).

 

В отопительный период 2015/2016 гг. субсидию получали приблизительно 5,5 млн семей, что почти в 5 раз больше, чем в предыдущем отопительном периоде.

 

  1. Усовершенствование администрирования программ государственной социальной поддержки населения на местном уровне, к тому же с учетом задач, определенных реформой местного самоуправления в Украине, а именно:

– усовершенствование информационных систем жилищных субсидий, Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы, и создание единой информационной среды социальной сферы;

– установление четких стандартов и процедур предоставления гражданам услуг социальной поддержки;

– повышение доступности услуг для граждан путем предоставления возможности их получения в центрах предоставления административных услуг соответствующих территориальных громад (фронт-офисы).

  1. Разработка и принятие новой редакции Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (относительно унификации категорий пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС граждан и упорядочения системы государственных социальных гарантий).

 

Государственная социальная поддержка предоставляется 1,96 млн человек, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди них: 210 247 – участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 1 751 657 – потерпевшие в результате Чернобыльской катастрофы, в том числе 418 777 – потерпевшие дети.

                    

В среднесрочной перспективе с целью построения новой модели социальной поддержки населения, которая основывается на принципах адресности предоставления помощи наиболее уязвимым слоям населения, планируется осуществить:

– объединение предоставления денежной помощи малообеспеченным семьям с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда для выведения семьи из состояния бедности;

– внедрение единой информационной среды социальной сферы, создание на ее основе новой системы контроля за использованием бюджетных средств в случае предоставления государственной социальной поддержки за счет бюджетных средств;

– унификацию/гармонизацию всех видов социальной помощи на основании единого подхода к оцениванию материального состояния домохозяйства.

 

Вторым направлением реформирования является внедрение европейских стандартов в сфере труда путем формирования современного трудового законодательства и повышения стоимости труда.

Планируется:

  1. Внедрение новой методологии определения минимальной заработной платы с учетом международных норм и практики всех европейских стран, где устанавливается этот стандарт (как нижней границы оплаты труда, которая обеспечивается всеми составляющими заработной платы, а не только ее тарифной частью, кроме компенсационных выплат за отклонение от нормальных условий) с одновременным установлением в государственном бюджете Украины размера минимальной заработной платы на уровне выше прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ориентировочно в 1,5 раза), в пределах фонда оплаты труда работников бюджетной сферы.

Повышение минимальной заработной платы позволяет легализовать зарплату не менее чем 2,5 млн работников небюджетного сектора. Возрастет уровень оплаты труда в реальном секторе экономики вследствие пересмотра тарифных сеток.

 

Размер минимальной зарплаты составляет:

  • – лишь 28% средней зарплаты – (рекомендации МОТ – не менее 50%, в странах ЕС – 60%);
  • – лишь 47,7% фактического прожиточного минимума (январь – март 2016 г.);
  • 9,4% штатных работников получает зарплату менее 1500 грн и почти 30% – менее 2500 гривен.

 

  1. Обеспечение до конца 2016 года повышения размера должностного оклада работника І тарифного разряда ЕТС с сохранением денежного разрыва в размере 265 грн.
  2. Принятие Трудового кодекса для приведения условий труда бизнеса и предпринимательства к европейским стандартам, предусматривающим безусловное соблюдение законодательства о труде.
  3. Внедрение новых механизмов воздействия на работодателей, допускающих нарушения законодательства по вопросам занятости и оплаты труда, в частности путем предоставления органам местного самоуправления базового уровня полномочий по осуществлению контрольных мероприятий относительно соблюдения предприятиями, работающими на территории соответствующей территориальной громады, законодательства в этой сфере.
  4. Реформирование системы управления фондами социального страхования (сокращение административных расходов и повышение эффективности использования средств социального страхования).
  5. Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования государственного управления в сфере занятости населения и социального страхования на случай безработицы» (относительно модернизации деятельности Государственной службы занятости, введения дополнительных стимулов для работодателей к созданию новых рабочих мест).

 

Только 60% занятого населения уплачивает ЕСВ (9,9 млн человек, что на 600 тыс. человек меньше, чем в январе 2015 г.).

6,6 млн занятого населения не охвачено социальным страхованием, в т.ч. около 2 млн человек, работающих в частных крестьянских хозяйствах. Добровольно уплачивают взносы на пенсионное страхование лишь 12 477 человек.

 

В среднесрочной перспективе с целью внедрения европейских стандартов в сфере труда путем формирования современного трудового законодательства и повышения стоимости труда планируется осуществить:

– внесение изменений в более чем 200 нормативно-правовых актов с принятием Трудового кодекса;

– поэтапное повышение минимальной заработной платы с целью обеспечения ощутимой дифференциации ее размера с размерами государственной социальной помощи и помощи по безработице, что будет способствовать повышению стимулирования к работе, преодолению проблемы бедности среди трудящихся и уменьшению численности работающих граждан среди получателей социальной помощи;

– создание на базе Государственной службы занятости Национального агентства занятости, расширение возможностей трудоустройства граждан, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны государства (внутренне перемещенных лиц; участников антитеррористической операции; лиц с инвалидностью; лиц, которые длительное время являются безработными).

 

Третье направление обеспечение дальнейшего реформирования системы пенсионного обеспечения.

Планируется:

  1. Внедрение обязательного пенсионного страхования для:

– работающих в частных крестьянских хозяйствах (с установлением упрощенной процедуры их государственной регистрации) – ориентировочно 2 млн человек;

– домашних работников (работников, предоставляющих бытовые и персональные услуги в семьях) с законодательным урегулированием оформления трудовых отношений такой категории работающих (около 160 тыс. человек, на сегодняшний день добровольно уплачивают взносы 7,5 тыс. человек).

 

Показатель демографической нагрузки в Украине более чем вдвое превышает соответствующий показатель в странах ЕС (в нашей стране на 9,9 млн застрахованных лиц приходится 12,3 млн пенсионеров). Приоритетной задачей наряду с легализацией зарплат и трудовых отношений является расширение охвата пенсионным страхованием занятого населения.

 

  1. Освобождение солидарной системы пенсионного страхования от несвойственных ей расходов.

 

Снижение ставки ЕСВ повлекло уменьшение его поступлений в Пенсионный фонд на 23,2% и увеличение расходов государственного бюджета на пенсионные программы. Сумма расходов в 2016 г. составляет 144,9 млрд грн (общий бюджет Фонда – 257 млрд гривен.)

 

  1. Уменьшение разрывов в размерах пенсий, назначенных в разные годы, с помощью фиксирования показателя зарплаты для назначения пенсий на уровне средней зарплаты за 2013, 2014 и 2015 годы (экономия – 236,5 млн грн в год).
  2. Проведение поэтапного осовременивания пенсий для установления дифференциации размеров пенсионных выплат в зависимости от заработка и принятие мер по повышению заинтересованности граждан к участию в пенсионном страховании.
  3. Реализация обязательства правительства относительно повышения размера минимальной пенсии ежеквартально для проведения ее индексации в связи с инфляцией.

 

На сегодняшний день почти 8 млн человек назначена доплата к минимальной пенсии. Соотношение минимальной и средней пенсии достигает 70%.

Минимальная пенсия – 1130 грн (с мая с. г.) составляет лишь 51% фактического прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

 

  1. Внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, что позволит создать дополнительный источник для пенсионного обеспечения. Ожидается, что пенсионные средства, направленные на инвестирование, в частности создание рабочих мест, обеспечат рост дополнительных поступлений страховых взносов в солидарную систему в сумме от 0,13 млрд грн в 2017 г. до 1,5 млрд грн в 2020 г.

 

  1. Создание накопительной профессиональной пенсионной программы для осуществления пенсионного обеспечения лиц, занятых на работах по спискам № 1 и № 2 или на должностях, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, а также на должностях государственных служащих и приравненных к ним должностях.

 

Пересмотр списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (экономия – 134,3 млн грн в год).

 

  1. Одобрение Стратегии модернизации и развития Пенсионного фонда Украины, переход к централизации назначения пенсий, оптимизация численности и административных расходов Фонда, введение предоставления услуг гражданам в объединенных территориальных громадах.

В среднесрочной перспективе с целью дальнейшего реформирования системы пенсионного обеспечения планируется осуществить:

– внедрение накопительной системы пенсионного страхования;

– развитие негосударственного пенсионного обеспечения.

 

Четвертое направление предусматривает реформирование системы социальных услуг в условиях децентрализации их предоставления и развития на уровне территориальной громады.

Планируется:

  1. Оптимизация сети коммунальных заведений и учреждений, предоставляющих социальные услуги, создание областных центров предоставления объединенным территориальным громадам (ОТГ) методологической помощи по развитию социальных услуг и обучению работников.

 

Объединенные территориальные громады самостоятельно определяют механизм организации необходимых для жителей громады социальных услуг с учетом экономической и социальной эффективности:

– путем создания собственных учреждений, предоставляющих социальные услуги;

– путем сотрудничества с соседними территориальными громадами;

– с помощью закупки услуг у негосударственных организаций.

 

  1. Принятие новой редакции Закона Украины «О социальных услугах», нормативно-правовых актов в связи с принятием этого Закона.
  2. Приведение в соответствие норм социального законодательства и норм Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» относительно определения собственных и делегированных полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной политики.

 

Реализация ОТГ своих полномочий нуждается в законодательном урегулировании (внесение изменений в ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и 20 законов в сфере предоставления социальных услуг).

 

  1. Продолжение стандартизации социальных услуг (15 стандартов утверждены).
  2. Разработка и принятие Национальной программы внедрения деинституциализации на период до 2025 года.
  3. Содействие региональным органам исполнительной власти и местного самоуправления в обеспечении развития:

– необходимых социальных услуг для семей с детьми, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, непосредственно в территориальных громадах, в частности патронажные услуги;

– семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и недопущение направления на воспитание этой категории детей в интернатные учреждения.

В среднесрочной перспективе для развития социальных услуг планируется осуществить:

– формирование негосударственного сектора учреждений, предоставляющих социальные услуги;

– определение субъектов контроля и мониторинга за предоставлением социальных услуг.

– установление четкого механизма соблюдения органами местного самоуправления законодательно установленных требований относительно предоставления социальных услуг (обеспечение минимального базового комплекса социальных услуг, государственных стандартов социальных услуг) с одновременным расширением полномочий органов местного самоуправления в организации социальных услуг;

– развитие учреждений семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

– внедрение новых социальных услуг для семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;

– реформирование интернатных учреждений и их постепенную ликвидацию.

 

Пятым направлением правительственных реформ в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения является обеспечение гендерного равенства, противодействие домашнему насилию и торговле людьми.

Планируется:

  1. Ратификация Стамбульской конвенции (Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями) и имплементация ее положений на национальном уровне.
  2. Разработка и внедрение эффективного механизма предотвращения и противодействия домашнему насилию и жестокому обращению с детьми.
  3. Усовершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих оказание помощи пострадавшим в результате торговли людьми.
  4. Осуществление мероприятий по предотвращению торговли людьми путем повышения осведомленности граждан в этой проблеме.
  5. Активизация работы по идентификации лиц, пострадавших от торговли людьми, в частности среди внутренне перемещенных лиц, других уязвимых категорий граждан, и установление им статуса лица, пострадавшего от торговли людьми.
  6. Утверждение Государственной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин до 2021 года.

Основными проблемами в сфере обеспечения гендерного равенства являются:

  • недостаточное участие женщин в политической жизни и их ограниченный доступ к экономическим ресурсам;
  • дискриминационное отношение работодателей к трудоустройству женщин, определению размера заработной платы, их карьерному росту, запрет занятости женщин в определенных профессиях, что снижает их конкурентоспособность на рынке труда;
  • несовершенство системы реагирования на факты дискриминации по признаку пола.

Подготовила Людмила Солодчук

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5