Предприятиям на заметку


О преимуществах и этапах проведения дистанционного обучения по вопросам охраны труда на ГП «Головной учебно-методический центр Гоструда».

Процессы глобализации, становление мирового информационного пространства, внедрение новых образовательных технологий меняют подходы к решению традиционных вопросов образования. С конца ХХ в. в системах образования разных стран (Великобритания, США, Германия, Испания и др.) ведется работа по внедрению в практику принципов и технологий дистанционного обучения, которое базируется на использовании современных информационных технологий.
Интенсивное развитие указанных технологий наблюдается в Украине в течение последних 10 лет. Их применение регулируется Концепцией развития дистанционного образования в Украине, утвержденной постановлением МОН Украины от 20 декабря 2000 г., и Положением о дистанционном обучении, утвержденным приказом МОН Украины от 25 апреля 2013 г. № 466. Согласно упомянутому Положению под дистанционным обучением понимается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, происходящий в основном при опосредствованном взаимодействии отдаленных друг от друга участников учебного процесса в специализированной среде, функционирующей на базе современных психолого­педагогических и информационно­коммуникационных технологий.
В наше время дистанционная форма обучения, регламентирующаяся п. 3.5 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – Типовое положение), все шире используется для подготовки специалистов по вопросам охраны труда. Большинство учебных заведений организуют дистанционное обучение работников предприятий по типу экстерната, что предусматривает самостоятельное овладение работником учебным материалом с последующей оценкой знаний.

В процессе организации и проведения дистанционного обучения решаются такие задачи:

  • формирование учебного материала для дистанционного обучения;
  • проведение дистанционного обучения;
  • проверка знаний после завершения дистанционного обучения.

Формирование учебного материала – очень непростая задача. От его качества зависит качество и эффективность учебного процесса. Подготовка качественных учебных материалов для компьютерных систем управления обучением (далее – универсальные системы) и их интегрирование в указанные системы – дело трудоемкое. Оно требует значительных средств и времени, глубокого понимания разработчиками предмета и способов подачи учебного материала, а также навыков работы с используемой универсальной системой. При применении таких систем значительные усилия тратятся также на поддержку учебных материалов в актуальном состоянии, то есть на внесение в них изменений и дополнений в процессе использования.
В нынешней ситуации, когда много предприятий и учебных заведений находятся не в лучшем материальном положении, более простыми и выгодными с экономической точки зрения в процессе использования являются специализированные компьютерные системы с готовым учебным материалом, предназначенные именно для обучения по вопросам охраны труда. Такими системами являются автоэкзаменаторы, включающие тексты нормативных документов (законодательных и нормативно­правовых актов, инструкций, ведомственных документов и т. п.) и тестовые задачи к ним. При использовании автоэкзаменатора задача формирования учебного материала для определенной категории работников значительно упрощается. Она сводится к отбору для учебного курса тех нормативных документов, которые должен знать работник. Важно подчеркнуть, что согласно п. 3.9 Типового положения, именно знания нормативных документов, соблюдение которых входит в функциональные обязанности работника, являются объектом проверки, а следовательно, и содержанием обучения.

Проведение дистанционного обучения – самая важная из перечисленных задач. Универсальные системы поддерживают различные типы дистанционного обучения: самоподготовку, видеоконференции, видеолекции, чат­занятия, веб­занятия и т. п. Такое разнообразие типов обучения позволяет эффективно организовать учебный процесс – акцентировать внимание слушателей на значимых вопросах изучаемого предмета, обеспечить обратную связь с преподавателем, организовать обсуждение сложных вопросов слушателями. Наличие таких возможностей очень важно при изучении нового предмета, на который отводится достаточно времени и которое осуществляется в высших и средних общеобразовательных учебных заведениях.
Периодическая подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда занимает от 8 до 30 часов (п. 2.3 Типового положения). При такой подготовке происходит не изучение нового предмета, а углубление, обновление и в некоторой степени расширение знаний работников по вопросам охраны труда. В этой ситуации, когда время обучения довольно ограничено и работник, который обучается, уже изучал указанный предмет, наиболее эффективно использовать такой тип дистанционного обучения, как самоподготовка (ведь в акцентировании внимания и обсуждении необходимость значительно снижается, а времени и педагогических ресурсов, как правило, не хватает). Самоподготовка позволяет каждому работнику сосредоточиться именно на том материале, который он знает хуже, и не тратить время на знакомый материал. Именно функцию дистанционной самоподготовки, как правило, поддерживают автоэкзаменаторы.
Важно подчеркнуть, что в этой ситуации дополнительными преимуществами самоподготовки по сравнению с видеоконференциями, видеолекциями, чат­занятиями является индивидуализация обучения и возможность обучаться по личному расписанию в удобное время. Это довольно существенно для работников, которые проходят подготовку без отрыва от производства. Кроме того, индивидуализация обучения приводит к повышению его эффективности. В 2004 г. в работе инициативной группы ADL было указано, что эффективность индивидуальной работы у 98% студентов на 50% выше, чем в группе.
Дистанционное обучение требует также контроля со стороны преподавателя за процессом подготовки каждого слушателя и за результатами текущего и заключительного тестирования. Во всех универсальных системах и автоэкзаменаторах поддерживаются функции такого контроля.

Проверка знаний после завершения дистанционного обучения требует дополнительных усилий. Во всех компьютерных системах, поддерживающих дистанционное обучение, существует возможность протестировать работников, но при дистанционном тестировании всегда остается открытым вопрос: проходил ли работник самостоятельно тестирование или пользовался подсказками? Для получения взвешенной и объективной оценки проверка знаний работника может быть проведена очно или, в порядке исключения, дистанционно по Skype, непосредственно в учебном заведении, проводившем обучение, или в авторизованном учебном заведении. Как правило, к проверке знаний допускаются работники, которые после завершения дистанционного обучения успешно прошли итоговое тестирование. При очной проверке знаний работник в назначенный день должен явиться в учебное заведение и пройти проверку знаний, которая может проводиться по одной из форм, указанных в п. 3.13 Типового положения.
С 2015 г. Головной учебно­методический центр Гоструда организовывает и проводит дистанционное обучение по нормативно­правовым актам по охране труда (далее – НПАОП). Срок обучения по одному НПАОП составляет две недели, по двум – три, по трем или четырем – четыре недели. Для проведения дистанционного обучения используется автоэкзаменатор «Охрана труда» (разработка НПП «Протек»), позволяющий проводить обучение по Интернету.
На автоэкзаменаторе можно формировать учебные курсы для любых категорий работников, включая в них НПАОП в том объеме, в котором их должен знать работник определенной категории, задавать способы тестирования работников, указывая количество вопросов в тесте, способ оценки знаний, необходимость ограничения времени на тестирование и т. п., разрабатывать и корректировать расписание занятий.
Работая на автоэкзаменаторе, работник имеет возможность ознакомиться с текстами НПАОП и обработать вопросы к ним, пройти пробное, текущее и итоговое тестирование. Процесс обучения фиксируется в отчетах. Используя их, преподаватель всегда может отследить, что изучал работник, сколько времени он потратил на работу с определенным НПАОП, и на основе этих данных откорректировать расписание обучения, принять взвешенное решение о допуске к проверке знаний. Последняя проводится очно в форме тестирования на автоэкзаменаторе с дальнейшим собеседованием с комиссией.
Напоследок необходимо отметить, что дистанционная форма обучения при правильной организации процесса подготовки и при использовании качественных учебных материалов способствует повышению уровня знаний работников, а также позволяет работодателям организовать подготовку персонала без отрыва от производства и уменьшить затраты предприятий на обучение.

Александр Баженов,
директор ГП «Головной учебно-методический центр Гоструда»

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5