Объявляем снегу бой


Об организации снегоочистки дорожного покрытия тротуаров и проездов. Нормативная база, планирование работ, нормы химической обработки дорожного покрытия.

Николай Федоренко,
главный государственный инспектор
Главного управления Гоструда
в Киевской области

 

Согласно ст. 13 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 г. № 2694­XII, работодатель обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, мониторинг за их техническим состоянием.

Придомовая территория, дороги и пешеходные дорожки относятся к объектам благоустройства, требования к которым установлены ДБН Б.2.2­5:2011 «Благоустройство территорий». Порядок содержания объектов благоустройства определяют Государственные санитарные нормы и правила содержания территорий населенных мест, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 17.03.2011 № 145 (далее – Приказ № 145); Порядок проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденный приказом Госжилкоммунхоза Украины от 23.09.2003 № 154; Методические рекомендации по уборке территории объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства по вопросам жилищно­коммунального хозяйства Украины от 07.07.2008 № 213 (далее – Методические рекомендации), действующие вместо Правил уборки и содержания территорий населенных пунктов Украины (КТМ 204 Украины 013­96), а также раздел V Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных приказом Госжилкоммунхоза Украины от 17.05.2005 № 76 (далее – Правила № 76). Порядок содержания улиц и дорог населенных пунктов определяют Технические правила ремонта и содержания улиц и дорог населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно­коммунального хозяйства Украины от 14.02.2012 № 54 (далее – Приказ № 54).

Территория предприятий и площадки для стоянки транспортных средств должны оборудоваться устройствами для сбора и отвода сточных вод, образующихся вследствие выпадения атмосферных осадков, и сооружениями по их очистке (п. 7.17 ДБН Б.2.2­5:2011).

 

Планирование работ

Работы по зимней уборке различаются по степени важности и очередности выполнения работ. В первую очередь рекомендуется проводить (п. 2.1 Методических рекомендаций):

  • обработку покрытия технологическими материалами, которые предотвращают образование гололеда и способствуют его ликвидации;
  • сгребание и подметание снега;
  • расчистку снежных валов.

Затем рекомендуется проводить:

  • формирование снежного вала;
  • удаление снега;
  • зачистку покрытия в местах размещения снежного вала после его удаления;
  • скалывание и удаление льда и снежно-ледяного наката;
  • подметание при длительном отсутствии снегопада.

Работы по уборке делятся на механизированные, ручные и комплексные.

Ручная уборка осуществляется на тех участках, где невозможно применение механизмов (неусовершенствованное покрытие, тупиковые участки тротуаров и т. п.), или в случае невозможности обеспечения объекта необходимыми механизмами.

Ручную уборку в осенне­зимний период года целесообразно осуществлять в светлое время суток с учетом естественного освещения: I уборка с 6:00, II уборка до 17:00.

Объем работ по уборке объектов благоустройства планируется отдельно для уборки вручную и механизированным способом с учетом принятых режимов их выполнения (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Обработку дорожного покрытия нужно проводить противогололедными материалами, разрешенными к использованию Министерством здравоохранения Украины (п. 3.8 Приказа № 145).

Очистку тротуаров и внутриквартальных проездов начинают по истечении определенного интервала времени. Периодичность выполнения дневной зимней уборки во время снегопада (интервал времени от начала снегопада до сдвигания и подметания снега) тротуаров и внутриквартальных проездов приведена в табл. 1 (по данным приложения 8 Приказа № 54, таблицы 5 Методических рекомендаций).

Если снегопад продолжается, снегоочистку повторяют с таким же периодом. Только что выпавший снег не рекомендуется убирать ночью (с 22 до 6 часов), поскольку в это время он практически не уплотняется (п. 5.24 Приказа № 54).

Таким образом, для обеспечения безопасности движения пешеходов при отсутствии снегопада очистку дорожного покрытия от снега наносного происхождения рекомендуется проводить в ранние утренние часы с периодичностью выполнения – один раз в 3, 2 и 1 сутки, соответственно для тротуаров I, II и III классов. Работы по укладке снега в валы и кучи целесообразно заканчивать на тротуарах I и II классов не позднее 6 часов с момента окончания снегопада, а на остальных территориях – не позднее 12 часов (п. 4.3 Методических рекомендаций).

Во время планирования объема работ по вывозу снега для предотвращения снижения пропускной способности улично­дорожной сети и ухудшения условий дорожного движения за счет образования снежных валов рекомендуется определить участки улично­дорожной сети, снег с которых целесообразно вывозить автотранспортом, а потом распределить на категории в зависимости от срока перевозки снега при разной интенсивности снегопада согласно табл. 2 (по данным таблицы 2 Методических рекомендаций).

Для сохранности зеленых насаждений согласно санитарным нормам и правилам ежегодно перед началом зимнего сезона рекомендуется составлять план работ по размещению снега на площадях, занятых древесно­кустарниковыми породами, который содержит наименования улиц и площадей с указанием мест укладки и обоснованием их выделения, а также перечень мероприятий по снижению влияния хлоридов на зеленые насаждения.


Очистка тротуаров и внутриквартальных проездов

(П. 4.3 Методических рекомендаций, пп. 5.25–5.32 Приказа № 54)

Собранный снег целесообразно сдвигать с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу (параллельно бортовому камню), а во дворах – в места укладки. Сгребание и сбор скола (уплотненного снега) целесообразно проводить одновременно со скалыванием или немедленно после него. Скол рекомендуется складывать вместе со снегом.

При условии обеспечения сохранности зеленых насаждений, снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах, с учетом местных условий, допускается складывать на газонах и на свободных территориях (например, в случае если дорожное покрытие не обрабатывалось химическими реагентами). На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для дальнейшего вывоза.

Для обеспечения безопасности пешеходов снег во время ручной уборки усовершенствованного покрытия рекомендуется убирать полностью, в остальных случаях во время уборки рекомендуется оставлять слой снега для дальнейшего уплотнения.

На тротуарах и внутриквартальных проездах нужно использовать песок без примесей соли. В отдельных случаях обледенелые или покрытые снежно­ледяным накатом внутриквартальные проезды допускается посыпать пескосоляной смесью (далее – ПСС) с трехпроцентным содержанием соли, при этом она не должна попадать на территорию зеленых насаждений. В этих случаях снег необходимо складывать только на проезды.

Тротуары и внутриквартальные проезды обрабатывают песком по норме посыпки 200–300 г/м2. На остановках общественного транспорта, участках с уклонами и ступеньками, участках перед общественными и бытовыми объектами, учреждениями здравоохранения и детскими учреждениями норму посыпки увеличивают до 400–500 г/м2. Обработка покрытия должна быть закончена в течение 1–1,5 часа после начала образования скользкости покрытия.

Если зимой продолжительное время стоит сухая погода и на дорожных покрытиях отсутствуют снежно­ледяные отложения, возможно их подметание. Вместе с тем применить систему мокрого обеспыливания рабочей зоны подметально­уборочных машин можно лишь при плюсовой температуре воздуха.

Механизированную уборку остатков противогололедных материалов проводят автогрейдером, погрузчиком и подметально­уборочной или (при плюсовой температуре воздуха) поливочно­моечной машиной.

 

Механохимическая очистка дорожного покрытия улиц и дорог

(Раздел 4 Методических рекомендаций; раздел V Приказа № 54)

Для снегоочистки могут использоваться такие средства механизации: плужно­щеточные снегоочистители (сгребание и подметание снега с проезжей части, тротуаров, остановок транспорта и т. п.), роторные снегоочистители (переброска снежных валов и куч, загрузка снегом самосвалов), пескоразбрасыватели (посыпка покрытия фрикционными и другими противогололедными материалами), снегопогрузчики и машины для удаления льда. Могут также применяться универсальные машины – автогрейдеры, бульдозеры и экскаваторы, а для скалывания льда и снежно­ледяного наката – катки­скалыватели, оборудованные валками с гребенчатыми бандажами (п. 2.2 Методических рекомендаций). Самосвалы, используемые для вывоза снега с улиц и дорог, должны иметь наращиваемые борта (п. 5.15 Приказа № 54).

При интенсивности движения транспортных средств менее чем 120 автомобилей в час из расчета на каждую полосу движения, а также во время снегопадов интенсивностью до 5 мм/ч (по высоте слоя не­уплотненного снега) снегоочистку проводят только плужно­щеточными снегоочистителями без применения химических реагентов.

Очистку проезжей части начинают не позднее чем через 0,5 часа после начала снегопада и повторяют через каждые 1,5–2 часа по мере накопления снега. После окончания снегопада выполняют завершающие работы – снег сгребают и подметают.

При среднесуточной интенсивности движения транспортных средств более 120 автомобилей в час из расчета на каждую полосу применяют комбинированный способ снегоочистки средствами механизации и химических реагентов – механохимический (пп. 5.2–5.3 раздела V Приказа № 54).

В местах с наиболее напряженным движением, на аварийно­опасных участках, на крутых спусках, перед железнодорожными переездами и на других опасных участках профилактическую обработку дорожного покрытия нужно осуществлять за 1–2 часа до возникновения гололедицы (прогнозируемой предупреждающими метео­сводками) (п. 5.17 Приказа № 54).

В случае если тротуары и проезжую часть улицы убирают разными машинами, снег, собранный с тротуаров, рекомендуется перемещать на прилотковую полосу до складывания и формирования валов снега на проезжей части улиц. Заканчивают сгребание снега до начала формирования под погрузку снежного вала в лотке проезжей части, а если снежный вал формируется посреди проезжей части улицы или с левой стороны одностороннего проезда – до последнего прохождения плужно­щеточных снегоочистителей. Если тротуары и проезжую часть убирают теми же машинами, очередность уборки рекомендуется назначать в зависимости от интенсивности движения на тротуарах, класса тротуаров и значимости улиц. Если между проезжими частями дороги нет ограждения или разделительной полосы с зелеными насаждениями, снег с тротуаров сгребают на проезжую часть.

Во время механизированной обработки территории фрикционными материалами для обеспечения равномерной посыпки скорость вращения разбрасывательного диска рекомендуется регулировать так, чтобы ширина обрабатываемой полосы была наименьшей (2,5–3 м). Целесообразно использование пескоразбрасывателей, распределительное оборудование которых выполнено в виде горизонтальных валов с лопатами, обеспечивающих равномерную посыпку. При обработке дорожного покрытия вручную тележки наполняют фрикционными материалами и совком посыпают покрытие.

Процесс механохимического способа снегоочистки состоит из циклов технологических этапов. Количество циклов зависит от продолжительности снегопада. Продолжительность этапов механохимического способа снегоочистки приведена в табл. 3 (по данным приложения 4 Приказа № 54), где в числителе указана продолжительность этапов в случае использования кристаллических реагентов, в знаменателе – в случае использования ПСС.

Циклы снегоочистки повторяют в таком порядке:

  • выдержка (отрезок времени от начала снегопада или от окончания предыдущего этапа) до момента внесения технологических материалов в снег;
  • обработка дорожного покрытия разбрасывателями технологических материалов (химическими реагентами или ПСС);
  • интервал (прекращение работ, пока на обработанном покрытии скапливаются и перемешиваются снег, снежно­соляная смесь, снежно­песчаная смесь);
  • сгребание и подметание снега и смесей (плужно­щеточными снегоочистителями).

Улицы и дороги, имеющие более двух полос движения в каждом направлении, могут обрабатываться одновременно несколькими разбрасывателями. Сгребание и подметание улиц и дорог, которые имеют по одной полосе движения в каждую сторону или две полосы при одностороннем движении, выполняет один плужно­щеточный снегоочиститель, при большей ширине – колонна плужно­щеточных снегоочистителей, количество которых должно обеспечить очистку половины проезжей части за одно прохождение, а на улицах и дорогах с односторонним движением – очистку всей ширины проезда.

В зависимости от температуры воздуха плотность посыпки дорожного покрытия при обработке технологическими материалами должна соответствовать нормам распределения технологических материалов при снегоочистке улиц и дорог, приведенным в табл. 4 (по данным приложения 5 Приказа № 54), где нормы распределения ПСС указаны для смеси, содержащей 8% соли (по массе).

На улицах и дорогах, где снегоочистку покрытия проводят с применением химических реагентов, снег складируют только на проезжей части.

При снегопадах интенсивностью более 30 мм/ч снег следует сгребать и подметать отдельно – сначала сгребание плугом (щетки подняты), потом подметание щетками после прекращения снегопада. Раздельное сгребание и подметание снега проводят также, если снегоочистка состоит из двух и более циклов. После сгребания снега с проезжей части, в том числе при выдержке и интервалах, приведенных в табл. 3, нужно осуществлять расчистку снежных валов полностью до самого бордюра на:

  • перекрестках;
  • пешеходных переходах – на длину, равняющуюся ширине перехода, но не менее чем на 5 м;
  • остановках общественного транспорта – на длину не менее 45 м для одиночных и 65 м для сочлененных троллейбусов и автобусов, в том числе на длину не менее 10 м в направлении движения после установленного дорожного знака, указывающего место остановки общественного транспорта;
  • въездах во дворы и внутриквартальных проездах.

На улицах и дорогах, с которых снег не предусматривается вывозить на снегосвалку, снежные валы нужно полностью расчищать над сливосточными колодцами. Запрещено перемещать снег с проезжей части на тротуары, полосы и участки зеленых насаждений, а также сбрасывать его в водоемы.

Если снежные валы мешают движению троллейбусов и автобусов или приводят к тому, что пропускная способность суженной валами проезжей части меньше, чем интенсивность транспортного потока, необходимо вывезти снег не позднее чем за 2–4 часа после окончания формирования валов.

До начала формирования снежных валов под погрузку должны быть закончены работы по очистке тротуаров, граничащих с проезжей частью, снег с которых сбрасывают в лоток.

Очистку покрытия от слоя снежно­ледяного наката или льда при условии отсутствия снегопада выполняют в такой последовательности:

  • при температуре воздуха до минус 10 °С обработка технической солью по норме распределения 15–30 г/м2;
  • при температуре воздуха от минус 11 °С до минус 15 °С покрытие обрабатывают ПСС по норме распределения технической соли 70 г/м2. После распределения противогололедных материалов необходимо сделать выдержку до тех пор, пока отложения вследствие частичного их плавления не разрыхлятся в результате действия колес автомобилей. Образовавшуюся разрыхленную массу скалывают и сдвигают автогрейдером;
  • при температуре атмосферного воздуха ниже минус 15 °С покрытие обрабатывают ПСС с минимальным содержанием соли (5%) при норме распределения 150–400 г/м2, повторную и дальнейшую обработку покрытий осуществляют в случае сдвигания 50% фрикционных материалов с проезжей части.


Химические реагенты

При профилактической обработке дорожного покрытия норма посыпки реагентов – 15–20 г/м2, норма посыпки ПСС – 200–300 г/м2. На спусках, остановках общественного транспорта, перекрестках и других местах, где может возникать необходимость экстренного торможения, норма обработки может быть доведена до 500 г/м2. Обработку повторяют через 2–3 часа, если сохраняется ледяная пленка.

Применение химических реагентов при зимнем содержании улиц и дорог с цементно­бетонным покрытием разрешено лишь после 1,5 года с момента окончания его строительства, если в цементных бетонах использовались воздухововлекающие добавки, а при их отсутствии – после 3 лет.

Использование химических реагентов при зимнем содержании улиц и дорог осуществляют с учетом предельных температур, определенных в табл. 5 (по данным приложения 6 Приказа № 54). Вместе с тем применение химических реагентов, если температуры ниже предельных, указанных в таблице, малоэффективно.

Для снижения коррозионной агрессивности в химические реагенты вводят ингибиторы. Нормы введения ингибиторов в химические реагенты приведены в приложении 7 Приказа № 54. Хлористый кальций фосфатированный ингибирован в процессе изготовления, поэтому его используют без добавления ингибиторов.

ПСС с хлористым натрием (технической солью) в количестве 3–8% от массы используют, если температура воздуха не ниже минус 20 °C. Если температура ниже минус 20 °C, используют смесь песка с хлористым кальцием или хлористым магнием.

В песке, используемом для обработки дорожного покрытия зимой (в чистом виде или в смеси с химическими реагентами), крупность частиц материала не должна превышать 6 мм, а содержание глинистых или иловых примесей – не более 3%.

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5