О социальных рисках от социального фонда


Почему в новом Законе «Об общеобязательном государственном социальном страховании» профилактика несчастных случаев на производстве отнесена к разряду третьеочередных задач? И действительно ли новые стандарты социального страхования в Украине отвечают букве и духу европейского права?

 

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28 декабря 2014 г. № 77-VIII вступил в силу 1 января 2015 г. (кроме подпунктов 3, 5, 9 и 10 пункта 3 раздела I этого Закона, которые вводятся в действие с 1 апреля 2015 г.).

Согласно разделу II Заключительные и переходные положения Закона, Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 14, ст. 71 со следующими изменениями) был признан утратившим силу.

В соответствии с положениями  раздела I Закона, Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.,
№ 46–47, ст. 403 со следующими изменениями) изложить в такой редакции: «ЗАКОН УКРАИНЫ Об общеобязательном государственном социальном страховании»( далее – Закон).

Указанный Закон определяет правовые, финансовые и организационные принципы общеобязательного государственного социального страхования, гарантии работающих граждан относительно их социальной защиты в связи с временной потерей трудоспособности, беременностью и родами, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, охраны жизни и здоровья. С его принятием фактически состоялось объединение функций двух Фондов: Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, деятельность которых осуществлялась на протяжении многих лет.

Идея вполне современная и предусматривает уменьшение штата административного персонала, соответственно, и расходов на его содержание, согласовывается с политикой реформ, направленных на достижение европейских социальных стандартов, и, возможно, действительно позволит избавиться от коррупционных схем в системе социального страхования, о которых неоднократно говорилось.

А что собой представляет (означает) такое часто употребляемое словосочетание, как «европейские социальные стандарты»? Есть много профессиональных мнений по этому поводу.

Европейские стандарты обязательного социального страхования закреплены в различных документах Совета Европы и Европейского Союза. В Преамбуле Европейского кодекса социального обеспечения 1964 г. (пересмотрен 6 ноября 1990 г.) отмечается, что цель Совета Европы – достичь большего единства между ее членами ради содействия социальному прогрессу. Кодекс содержит минимальные социальные стандарты, которые государства должны обеспечивать в связи со следующими социальными рисками: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, профессиональные заболевания, материнство, инвалидность, потеря кормильца, содержание детей.

Но главный тезис этого Кодекса – значительное количество профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения страхового случая и снижение его социальных и финансовых последствий. В интересах обеспечения гибкого подхода относительно предоставления права на помощь предусмотрена определенная степень допусков, позволяющая при снижении уровня защиты путем любых исключений предоставлять компенсации или эквивалентное обеспечение.

Совет Европейского Сообщества принял 9 декабря 1989 г. Хартию Сообщества об основных социальных правах работников.

Согласно ее содержанию каждый работник Европейского Сообщества имеет право на адекватную социальную защиту и, независимо от статуса и размера предприятия, на котором работает, адекватный уровень помощи по социальному обеспечению. Лица, которые не могут выйти (впервые или повторно) на рынок труда и не имеют средств к существованию, должны получать достаточные средства и социальную помощь с учетом особенностей их конкретной ситуации.

Основная часть европейских трудовых стандартов закреплена Европейской социальной хартией (пересмотренной) 1996 г., которая защищает 31 право, а статья 12 возлагает на государство обязанность создать систему социального обеспечения или поддерживать ее функционирование. При этом у государств – членов ЕС остается право определять основоположные принципы своих систем социального обеспечения, и предписания ЕС не должны существенно влиять на финансовое равновесие и препятствовать любому государству-члену сохранять или внедрять более строгие меры защиты.

Однако Украина, ратифицировав 14 сентября 2006 г. Европейскую социальную хартию (пересмотренную), не взяла на себя обязательств по выполнению положений статьи 12.

Так, на сегодня новопринятый Закон определяет виды социального страхования: в связи с временной потерей трудоспособности; от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности (далее – страхование от несчастного случая); медицинское. А также содержит определение общеобязательного государственного социального страхования (далее – социальное страхование): это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая материальное обеспечение, страховые выплаты и предоставление социальных услуг застрахованным лицам за счет средств Фонда социального страхования Украины.

Материальное обеспечение и социальные услуги по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности состоят из:

Итак, мы имеем вроде бы незаметное, но весомое изменение – обеспечение оздоровительных мероприятий на оплату лечения, причем с конкретизацией: в реабилитационных отделениях санаторно-курортного учреждения после перенесения заболеваний и травм.

Понятно, что законодатель старался отойти от общей терминологии, в частности такого термина, как «обеспечение оздоровительных мероприятий», к которому вполне можно отнести и профилактику, и диагностику, и лечение, и реабилитацию в связи с болезнями, травмами.

Однако обратимся к положениям Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении». В нем термин «медицинская помощь» определяется как деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также беременностью и родами, то есть он четко разграничивает профилактику, лечение и реабилитацию.

Согласно пункту 1.2 Порядка получения застрахованными лицами и членами их семей санаторно-курортного лечения, которое оплачивается за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда от 25.02.2009 №12, предусмотрено предоставление застрахованным лицам и членами их семей санаторно-курортных услуг по комплексному лечению, медицинской реабилитации и профилактике заболеваний с максимальным использованием естественных лечебных ресурсов, физиотерапевтических методов, диетотерапии, лечебной физкультуры и обеспечение надлежащих культурно-бытовых условий на базе санаторно-курортных учреждений, расположенных на территориях курортов государственного и местного значения или в лечебно-оздоровительных местностях.

Не берусь утверждать, что новая редакция Закона перечеркивает возможность получения услуг по медицинской реабилитации и профилактике заболеваний в санаторно-курортных учреждениях, и соответствующие разъяснения должны предоставить специалисты, но, на мой взгляд, нельзя приравнивать или толковать термин «лечение» как медицинская реабилитация, профилактика заболеваний.

Теперь относительно изменений, которые произошли в социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. В новом Законе есть раздел V под названием «Общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности».

И здесь начинается самое интересное…

Ирина Калиновская,
начальник управления нормативно-правового
и юридического обеспечения Госгорпромнадзора

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5
Замовити дзвінок