Необходимо обновлять нормативную базу


В связи с реформированием в Украине системы медицины и гигиены труда, продолжающимся с 2014 года, сложилась непростая ситуация с организацией проведения медосмотров работников и контролем условий труда на рабочих местах. Необходимо срочно вносить изменения в нормативную базу, регулирующую эти вопросы.       

Ирина Кононова,
канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник
Института медицины труда НАМН Украины

Профилактические медосмотры работников

На демографическую ситуацию в стране существенным образом влияет состояние здоровья населения, которое в последние годы заметно ухудшается. Здоровье как социальная категория тесно связано с определенными условиями проживания и характером деятельности человека. Именно поэтому следует еще раз заострить внимание на проблемах здоровья работающего населения.

Общие принципы государственной политики в сфере охраны труда определены законодательством Украины. Они согласовываются с принципами защиты здоровья работников в соответствии с рекомендациям Международной организации труда и директивам Европейского Союза и должны быть направлены на создание надлежащих безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев и профилактику профессиональных заболеваний.

Вместе с тем вопрос сохранения здоровья населения вообще и работающего населения в частности решается больше на словах. Нежелание должностных лиц Министерства здравоохранения и Министерства социальной политики договариваться и объединять усилия для общей цели приводит к обострению проблем в сфере медицины труда.

Тем временем медицинские осмотры работников, в особенности работающих во вредных и опасных условиях, – это весомая составляющая системы профпатологической помощи, которая направлена на выявление и профилактику профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

Трудоустройство работодателем работников по результатам медицинского осмотра, своевременное лечение выявленных больных, качественное диспансерное наблюдение за ними и их оздоровление с надлежащим социально­бытовым обеспечением играют важную роль в сохранении трудового потенциала предприятия. В полном и качественном профилактическом медосмотре, выполнении согласно его результатам медицинских рекомендаций должны быть заинтересованы как государственные органы власти, так и работодатели вместе с работниками.

Такой этап реформирования системы здравоохранения, как ликвидация санитарно­эпидемиологической службы и передача функции по реализации политики в сфере гигиены труда в Государственную службу Украины по вопросам труда, негативно отразился на качестве предоставления медицинской помощи работникам и фактически разрушил систему контроля за организацией и качеством проведения медицинских осмотров. В свою очередь это привело к нарушениям налаженных взаимоотношений врачей по гигиене труда с врачами­профпатологами. Кроме того, существенно затягиваются сроки составления заключительных актов по результатам медосмотров и санитарно­гигиенических характеристик условий труда работников с подозрением на профессиональное заболевание.

В Министерство здравоохранения, Институт медицины труда НАМН Украины и Комитет по вопросам гигиенического регламентирования МОЗ Украины обращаются руководители предприятий и учреждений с просьбой предоставить разъяснения по отдельным положениям организации профилактических медицинских осмотров. Данный вопрос обсуждался в октябре этого года на заседании Проблемной комиссии МОЗ НАМН Украины «Гигиена труда и профпатология», задание которой не только рассмотрение научных направлений, но и научное сопровождение проблем по гигиене труда.

Прежде всего работодателей беспокоит вопрос: кто сегодня должен определять категории работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласно приказу МОЗ Украины «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников определенных категорий» от 21.05.2007 № 246 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2.2 Порядка до 1 декабря по заявке работодателя должны быть определены категории работников, подлежащих медосмотрам, и составлен соответствующей формы акт. Эта работа проводилась учреждениями Государственной санэпидслужбы с привлечением врачей по гигиене труда и лабораторных центров этой службы фактически до июля 2016 года.

Постановлением КМУ от 10.09.2014 № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» реализация политики в сфере гигиены труда возложена на Гоструда. Вместе с тем в Положении о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденном постановлением КМУ от 11.02.2015 № 96 (далее – Положение), пунктом 15 определено, что Гоструда имеет полномочия по осуществлению государственного надзора (контроля) только при наличии обязательных медицинских осмотров работников.

Именно по этому поводу и возникают вопросы у работодателей и профсоюзов, ведь Гоструда документально не определила для себя большую часть полномочий, указанных в Порядке, а именно:

  • определение категорий работников, подлежащих медицинским осмотрам, и составление акта;
  • согласование поименных списков работников;
  • решение вопроса по изменению периодичности проведения медосмотров;
  • ознакомление врачей учреждений здравоохранения с особенностями условий труда и возможным влиянием вредных производственных факторов на работников;
  • участие в составлении заключительных актов с разработкой санитарно­противоэпидемических мероприятий;
  • участие в экспертной оценке своевременности и полноты качества проведения медосмотров, в выполнении оздоровительных мероприятий вместе с профпатологами.

В различных материалах и выступлениях представители Гоструда постоянно ссылаются на разъяснение Минсоцполитики (письмо от 15.03.2016 № 3732/0/14­16/13). В нем отмечается, что до приведения нормативно­правовых актов по гигиене труда в соответствие с действующим законодательством должностные лица Гоструда, осуществляя государственный надзор (контроль), должны руководствоваться в рамках компетенции действующими законами и нормативно­правовыми актами по гигиене труда.

Институт медицины труда НАМН Украины подчеркивает, что речь идет именно об осуществлении государственного надзора, а не других функций в организации медосмотров. В качестве примера – информация одного из предприятий о том, что территориальный орган Гоструда не согласовал заключительный акт по результатам медицинских осмотров вследствие несогласования с ним списков работников для проведения медосмотра, которые в свое время были согласованы Госсанэпидслужбой. В связи с этим работодатель не может получить от комиссии по проведению медосмотра информацию о состоянии здоровья работников на производстве, не может допустить их к работе с вредными условиями труда, а также разработать и провести надлежащие оздоровительные мероприятия.

Остроту проблеме придает и то, что некоторые средства массовой информации, взявшие на себя функцию разъяснения вопросов медицины и гигиены труда службам охраны труда предприятий и организаций, привлекают для этой цели некомпетентных экспертов, чем еще более запутывают ситуацию. Речь идет о статье «Медицинский осмотр работников: практические аспекты проведения» в № 8 за 2016 год ежемесячного специализированного журнала «Справочник специалиста по охране труда». Автор, позиционирующий себя как эксперт по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, не владеет ситуацией об изменениях в Государственной санитарно­эпидемиологической службе, в частности по передаче ее полномочий в Гоструда. Так, среди образцов документов, которые публикуются в издании, есть пример письма­обращения предприятия к отдельному подразделению неизвестной организации.

Ситуация, сложившаяся в сфере гигиены и медицины труда, должна решаться не предоставлением разъяснений, а с помощью ускорения разработки новых документов.

Из устной информации, предоставленной Гоструда, известно, что проект нового приказа о порядке проведения профилактических медицинских осмотров работников определенных категорий, предусмотренный как общий приказ МОЗ и Минсоцполитики, уже более полугода лежит без движения в МОЗ Украины. Таким образом, все что­то делают, а результат – снова­таки нулевой. И все приведет к тому, что к работе с вредными условиями труда будут допускать больных, а профессиональные заболевания выявлять уже на этапе инвалидности работника, когда реабилитация станет неэффективной.

В Институте медицины труда НАМН Украины считают, что к разработке и утверждению нового порядка проведения медицинских осмотров работников определенных категорий в ближайшее время нужно подготовить общее разъяснение МОЗ и Минсоцполитики для работодателей, учреждений здравоохранения, профпатологов, территориальных органов Гоструда и лабораторных центров МОЗ по участию каждого из них в организации медицинских осмотров.


Гигиенические нормативы

Одним из вопросов, рассматриваемых на заседании вышеупомянутой Проблемной комиссии МОЗ, был вопрос об отмене действия на территории Украины актов санитарного законодательства, утвержденных до 1992 г.

В связи с распоряжением КМУ от 20 января 2016 г. № 94 «О признании утратившими силу и не применяющимися на территории Украины актов санитарного законодательства» действие указанных официальных документов фактически прекратится.

Учитывая то, что Гоструда согласно действующему Положению надлежит выполнять первоочередные задачи в сфере гигиены труда, в частности по обеспечению мониторинга условий труда и состояния здоровья работников для профилактики и предотвращения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, выполнять эти задачи без соответствующей гигиенической базы будет невозможно.

Кроме того…

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5