Мы в город изумрудный идем дорогой трудной


О директивах Евросоюза в сфере охраны труда. А также о том, что рамочная директива ЕС об общих принципах профилактики и основах охраны труда много в чем похожа на международный стандарт BS OHSAS 18001:2007.

 

Право в ЕС

 

Что означает для сферы охраны труда ратификация Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом? Однозначно – адаптацию ее нормативно­правовых актов к требованиям европейского права.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, как раз и является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств­членов, но и их граждан и юридических лиц. Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного права.

Директивы – подчиненный инструмент. Они должны отображать положения договоров, но они так же, как и договоры, имеют верховенство над национальным правом. Так что если какая­нибудь страна вовремя не ввела соответствующую директиву в национальное законодательство, она тем не менее имеет силу закона в этой стране – участнице Евросоюза, и ее нарушение может быть обжаловано в Суде Европейского Союза.

Согласно решению Суда ЕС по делу 41/74 от 4 декабря 1974 г. (т. н. делу van Duyn), директива получает прямое действие в следующих случаях:

  • истек предельный срок трансформации директивы в национальное законодательство;
  • положения директивы достаточно точны и безусловны (прямого действия не приобретают нормы­цели и нормы­задачи);
  • директива содержит права частных лиц в отношении государства, которые должны защищаться судами государств – членов ЕС;
  • директива регулирует «вертикальные» правоотношения (между частными лицами и публичной властью), а не «горизонтальные» (частных лиц между собой).

 

Директивы Евросоюза по охране труда могут быть сгруппированы следующим образом:

общие принципы профилактики и основы охраны труда:

  • директива Совета 89/391/ЕЭС;

 

требования охраны труда для рабочего места:

  • директива Совета 89/654/ЕЭС относительно рабочего места;
  • директива Совета 92/57/ЕЭС относительно временных или передвижных строительных площадок;
  • директива Совета 92/91/ЕЭС по охране труда на предприятиях, где осуществляется добыча минерального сырья через скважины;
  • директива Совета 92/104/ЕЭС по охране труда на подземных и открытых горнодобывающих предприятиях;
  • директива Совета 93/103/ЕС по работе на борту рыболовецких суден;
  • директива Совета 1999/92/ЕС Европейского парламента и Совета по защите работников, которые подвергаются потенциальной опасности во взрывоопасных средах;

 

требования охраны труда при использовании оборудования:

  • директива Совета 89/655/ЕЭС относительно использования работниками средств труда;
  • директива Совета 89/656/ЕЭС относительно использования средств индивидуальной защиты на рабочем месте;
  • директива Совета 90/269/ЕЭС относительно ручного перемещения грузов, когда существует риск повреждения спины у работников;
  • директива Совета 90/270/ЕЭС относительно работы за экранами дисплеев;
  • директива Совета 92/58/ЕЭС относительно использования знаков об угрозе безопасности и/или здоровью на работе;

 

требования ох­раны труда при ра­боте с химическими, физическими и биологическими веществами:

  • директива Совета 90/394/ЕЭС по защите работников от рис­ков, связанных с воздействием канцерогенных веществ на работе;
  • директива Совета 2000/54/ЕС Европейского парламента и Совета по защите работников от рисков, связанных с использованием биологических рабочих материалов при работе;
  • директива Совета 9824/ЕС по защите работников от вредного воздействия химических веществ на рабочем месте;
  • директива Совета 96/82/ЕС по предупреждению значительных аварий, связанных с опасными веществами;
  • директива 2002/44/ЕС Европейского парламента и Совета по защите работников от рисков, связанных с вибрацией;
  • директива Совета 36/188/ЕЭС по защите работников от опасности, связанной с действием шума на производстве (отменяется Директивой 2003/10/ЕС от 15.02.2006);
  • директива 2003/10/ЕС Европейского парламента и Совета по защите работников от рисков, связанных с шумом;
  • директива Совета 83/477/ЕЭС по защите работников от опасности, вызванной асбестом на рабочем месте;

 

защита на рабочем месте определенных групп работников:

  • директива Совета 92/85/ЕЭС по защите на рабочем месте беременных работниц, рожениц и кормящих матерей;
  • директива Совета 94/33/ЕС по защите молодежи на работе;
  • директива Совета 91/383/ЕЭС относительно работников, находящихся во временных трудовых отношениях;

 

положение о рабочем времени:

  • директива Совета 93/104/ЄС относительно определенных аспектов организации рабочего времени;

 

требования к оборудованию, машинам, сосудам, работающих под высоким давлением:

  • директива 98/37/ЕС Европейского парламента и Совета по машинам;
  • директива 89/688/ЕЭС Европейского парламента и Совета по средствам индивидуальной защиты;
  • директива 94/9/ЕС Европейского парламента и Совета по оборудованию и защитным системам, предназначенным для использования во взрывоопасных средах;
  • директива Совета 87/404/ЕЭС относительно простых сосудов, работающих под давлением;
  • директива 97/23/ЕС Европейского парламента и Совета по общей безопасности продукции.

 

 

Общая директива

Директива Совета от 12 июня 1989 г. 89/391/ЕЭС о введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников (т. н. рамочная директива), содержит общие принципы, касающиеся предупреждения производственных рисков, охраны труда и здоровья, исключения факторов риска и несчастных случаев, информирования, консультирования и пропорционального участия в охране труда, обучения работников и их представителей.

Требования данной директивы распространяются на все сферы действия: как на государственные, так и частные предприятия. Однако в таких специфических видах государственной деятельности, как вооруженные силы, полиция, определенные виды работ в службах гражданской обороны, неизбежно наступает противоречие данной директиве. В этом случае безопасность и гигиена труда должны обеспечиваться, насколько это возможно, в свете целей данной директивы.

Директива Совета 89/391/ЕЭС дает определения таким терминам, как работник, работодатель, представители работников, профилактика, а также подробно раскрывает обязанности работодателей. Она также оперирует понятием «риск» и предлагает руководствоваться определенной иерархией при выборе средств управления рисками или рассмотрении вопроса об измерении существующих средств управления.

Указанная директива подробно раскрывает вопросы функционирования служб охраны труда, оказания первой помощи, готовности к аварийным ситуациям, пожарной без­опасности, внутренних коммуникаций, участия и консультирования, обучения, обязанностей работников и охраны здоровья персонала.

Внимательный читатель, анализируя требования рамочной директивы, обязательно обратит внимание на схожую логику и последовательность изложения требований с требованиями международного стандарта BS OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования». Конечно, нельзя говорить о полной идентичности, поскольку фокусом стандарта является система менеджмента, а рамочной директивы – общие меры, содействующие улучшению безопасности и гигиены труда работников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что как рамочная директива, так и международный стандарт BS OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования» устанавливают основные принципы охраны труда и здоровья работников. Именно соблюдение этих принципов и является одним из самых важных направлений реализации социальной политики как в масштабах страны, так и отдельного предприятия. И уже сегодня, внедряя у себя на исключительно добровольной основе BS OHSAS 18001:2007, мы делаем первые шаги на пути адаптации к европейскому законодательству.

Наталия Данько,
заместитель директора департамента сертификации
TÜV Rheinland Ukraine, ведущий аудитор
BS OHSAS 18001, ISO 9001, ISO 14001, ISO 50001

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5
Замовити дзвінок