Экономические аспекты оценки рисков


О внедрении прогрессивной системы оценки рисков как модели рационального вложения денежных средств в эффективные и результативные мероприятия по охране труда для бизнеса.

Экономические аспекты охраны труда для совершенствования, роста и стабилизации бизнеса. Почему это важно?
Каждый час в мире от несчастных случаев и профессиональных заболеваний умирает 250 человек. Это сопоставимо с крушением самолета Boeing 747-400!
Потери составляют 4% валового мирового продукта. Почему мы столько теряем? Люди. Активы. Продукция. Сырье. Собственность. Прибыль. Репутация. Контракты. Инвестиции. Окружающая среда. Одним словом, потому что нет понимания всесторонней системы прогнозирования и управления рисками. Отсутствует также информация по соотношению затрат от реализации рисков и масштабов возможных последствий.
Риск присутствует всегда и везде. Он присущ любой форме человеческой деятельности, свойственен всем этапам деятельности субъектов хозяйствования независимо от сферы их функционирования – при этом отличие может состоять только в степени риска.
Полное устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера. Риск – двигатель прогресса и улучшения процессов. Само по себе наличие риска, которое сопровождает деятельность предприятия, работающего в рыночных условиях, не является недостатком рыночной экономики. Более того, отсутствие риска, т. е. опасности возникновения непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий его собственных действий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективность.
В международной практике в относительно стабильных экономических условиях субъекты хозяйственной деятельности уделяют пристальное внимание вопросам управления рисками. В то же время в экономике Украины, где факторы экономической нестабильности и без того усложняют эффективное управление предприятиями, проблемам анализа и управления рисками, возникающими в процессе их экономической деятельности, уделяется явно недостаточное внимание.

Оценка рисков как инструмент управления рациональными вложениями в бизнес

В реальном секторе экономики длительные сроки реализации проектов, недостаточный объем инвестиций, низкая оборачиваемость средств и окупаемость затрат, относительно низкий уровень экономической грамотности административно-управленческого персонала, потери, связанные с кадрами, ресурсами, активами и простоем, препятствуют объективной оценке преимуществ концепции снижения уровня рисков в деятельности предприятия.
В свою очередь это ведет к неэффективному управлению финансовыми потоками, отсутствию прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, ошибочному стратегическому планированию развития предприятия.
Риск – это возможность или вероятность определенного ущерба в результате реализации опасного фактора. Существует большое разнообразие мнений по поводу сущности и природы риска, а также по поводу толкования этого понятия. Риск определяют как вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производст­венной и финансовой деятельности.
Следовательно, риск – это вероятность наступления какого-либо неблагоприятного события, возможность неудачи, возможность опасности.

Выявление рискообразующих факторов

Многогранность понятия «риск» обусловлена разнообразием факторов, характеризующих особенности конкретного вида деятельности. Выявить все рискообразующие факторы достаточно сложно. Во-первых, большинство рисков имеет как общие факторы, так и специфические. Во-вторых, конкретный риск может иметь различные причины возникновения в зависимости от вида деятельности коммерческой организации.

С целью структурирования и рационального подхода риски разделяют на:

  • финансовые; • риски ликвидности; • деловые;
  • коммерческие; • политические; • природно-естественные;
  • инфляционные; • кредитные; • рыночные; • транспортные;
  • экологические и многие другие.

Интересным открытием для многих руководителей и собственников станет тот факт, что в основные риски, над которыми они постоянно и качественно работают, заложены риски по охране труда.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся на: имущественные, производст­венные и торговые.
Имущественные риски – это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перегрузки технической и технологической систем и т. п.
Производст­венные риски – риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов, и прежде всего с потерей или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т. п.
Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия или нереализации конечного продукта по причине срыва процессов.
Организационные риски вызваны ошибками менедж­мента компании (в том числе и при принятии решений), ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и прочим. То есть это риски, связанные с внутренней организацией работы компании, которые привели к ущербу.
Технико-производственные риски – риски возникновения аварий, пожаров, поломок; риски нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, несоблюдения производственных технологий и процессов.
Экологический риск – риск нанесения ущерба окружающей среде.


Управление рисками
Управление рисками – это возможность использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события, ситуации и за счет управленческого взаимодействия добиваться снижения степени его влияния.

Главными задачами управления риском являются:

  • выявление областей повышенного риска;
  • оценка степени риска;
  • анализ приемлемости данного уровня риска для предпринимателя; разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению уровня риска;
  • в случае когда рисковое событие произошло – наличие плана немедленного принятия мер для максимально возможного возмещения причиненного ущерба.

Система управления риском. Конкретные методы и приемы, использующиеся при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т. п., имеющихся ресурсов (денежных средств) с учетом контроля за рискообразующими факторами.
Система управления риском прежде всего предполагает его оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать оптимальный способ снижения уровня риска.

Основными методами оценки риска являются: метод экспертных оценок, метод дерева решений, метод сценариев, статистический, аналитический метод, выбор расчетных методов (HAZOP, Кинни, FMEA-анализ, HAZID) и т. д.

Система управления риском – международная модель. Возрастающая конкуренция требует от предприятий постоянного наращивания объемов производства, повышения темпов работы, расширения масштабов деятельности. Эти факторы, в свою очередь, требуют повышения производительности труда каждого работника, причем без снижения качества работы и качества ведения бизнеса в целом. В таких условиях необходимы новые организационные подходы, позволяющие предприятию сохранить производственные мощности, здоровье и благосостояние персонала.

Наиболее существенной оказывается выгода, полученная в результате улучшения условий труда и усовершенствования технического контроля путем прогнозирования и системного подхода в проведении всесторонней оценки рисков, целевого вложения денежных средств в наиболее эффективные и потенциально опасные участки и процессы.

Сколько стоит несчастный случай
Ошибка многих руководителей, аналитиков и специалистов заключается в том, что они недостаточно честно, всесторонне и открыто проводят расчеты несчастных случаев, аварий и инцидентов. Часто они подменяют и вуалируют реалии затрат, а также не учитывают косвенные затраты, которые могут превышать прямые по своему уровню в десятки раз.

Затраты, которые могут возникнуть вследствие несчастного случая:

первоочередные затраты и потери – это заработная плата потерпевшего в день, когда произошел несчастный случай, и затраты на его транспортировку в лечебное учреждение;

затраты из-за нарушения производственного процесса – это заработная плата работников, отвлеченных от работы, и затраты на восстановление места происшествия, а также упущенная прибыль за это время;

ущерб, нанесенный предприятию, – это ущерб вследствие разрушения, порчи оборудования, материалов, сырья, активов и т. д.;

затраты на реорганизацию производственного процесса – это затраты на аренду оборудования или инструментов взамен испорченных и оплата сверхурочных работнику, который замещает потерпевшего;

затраты на расследование – это расходы на заработную плату членов комиссии по расследованию за период расследования, которые не занимаются другой работой, на проведение экспертиз, на судебные издержки. Кроме того, это расходы на заработную плату руководителей за период проведения внепланового инструктажа;

затраты на лечение и реабилитацию потерпевшего – это может быть как оплата дополнительных процедур, так и затраты на переобучение работника.

Прямые затраты и потери:

 первоочередные затраты;

 затраты, связанные с лечением, восстановлением и периодом реабилитации потерпевшего;

 затраты, связанные с работой комиссии по расследованию несчастного случая;

 затраты на оплату работы привлекаемых/замещаемых сотрудников компании;

 затраты, связанные с расходами предприятия;

 потери из-за нарушения и остановки производственного процесса;

 ущерб предприятия от разрушения, порчи оборудования, материалов;

 затраты на реорганизацию производственного процесса, выполнение корректировочных мероприятий и т. д.

Косвенные потери:

 надбавка к страховому тарифу;

 финансирование мероприятий по профилактике травматизма;

 затраты, связанные с работой госорганов;

 другие затраты, связанные с упущенной выгодой.

Расчет стоимости

затрат, связанных

с несчастным случаем

Предлагаем провести аналитический расчет прогнозируемых затрат по предприятию на год и сравнить его с расчетным эквивалентом каждого несчастного случая за прошедший статистический год. Возьмем, к примеру…

 

Ирина Шевчук,
начальник отдела охраны труда
международной компании

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5