Аттестация, да не та!


Несмотря на более чем 20-летний срок действия Закона «Об охране труда», который обязывает работодателя проводить аттестацию рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда, до настоящего времени не была установлена конкретная процедура (алгоритм) ее проведения.

 

Ст. 13 Закона Украины «Об охране труда» обязывает работодателя внедрить систему управления охраной труда (далее – СУОТ) введением как организационных, так и технических мероприятий.

К основным техническим мероприятиям можно отнести:

обеспечение надлежащего содержания зданий и сооружений, производственного оборудования, мониторинг за их техническим состоянием;

организацию лабораторных исследований условий труда;

оценку технического состояния производственного оборудования;

аттестацию рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда в том порядке и в те сроки, которые определяются законодательством, а также принятие по итогам аттестации мер по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов.

 

Относительно требований по аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда, следует отметить, что до настоящего времени не установлена конкретная процедура (алгоритм) аттестации рабочих мест.

Если проанализировать, когда и в каком законодательном или нормативно-правовом акте появились требования по аттестации рабочих мест, когда были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, то увидим, что впервые об аттестации рабочих мест говорится в Законе «О пенсионном обеспечении» (Постановление ВС от 06.12.91 № 1931-XII), где ст. 13 определено, что предоставление пенсий по возрасту на льготных условиях определенным категориям лиц (досрочные пенсии) в зависимости от условий труда может устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда.

Во исполнение требований ст. 13 Кабмин принял постановление от 01.08.1992 № 442 «О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», которым конкретизировал вид аттестации – аттестация рабочих мест по условиям труда.

Также Порядком было определено, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются субъектами хозяйствования для осуществления других льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.

С введением в действие Закона «Об охране труда» (Постановление ВС от 14.10.1992 № 2695-XII) ст. 7 предусмотрено, что работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляющиеся в порядке, определенном законодательством. То есть речь идет о Законе «О пенсионном обеспечении» и Постановлении Кабмина от 01.08.1992 № 442 «О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

На сегодняшний день существует только нормативно-правовой акт по аттестации рабочих мест по условиям труда, которая должна проводиться каждые пять лет.

Как же работает ст. 13 Закона «Об охране труда» по обеспечению субъектом хозяйствования безопасных и здоровых условий труда и поддержанию их в надлежащем состоянии за счет внедрения на предприятии СУОТ?

Надо понимать, что это статья прямого действия, которая обязывает работодателя внедрить СУОТ. Все другие документы, такие как Рекомендации по построению, внед­рению и совершенствованию системы управления охраной труда, утвержденные Председателем Госгорпромнадзора 07.02.2008, ДСТУ OHSAS 18001: 2010 «Система управления гигиеной и безопасностью труда» носят рекомендательный характер и могут применяться предприятиями при внедрении СУОТ.

Эти документы предлагают осуществлять идентификацию и оценку рисков опасностей возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что позволяет рационально распределять средства, устранять наиболее опасные риски для жизни и здоровья работников.

Учитывая это, ст. 13 Закона «Об охране труда» хоть и не обязывает работодателя внедрять систему оценки рисков, существующих на производстве опасностей, как того требует ДСТУ OHSAS 18001: 2010, но обязывает его внедрить соответствующие технические мероприятия по обеспечению безопасности работников, а также  решению основных задач (которые должна решать СУОТ), а для этого осуществить полную идентификацию состояния условий и безопасности труда.

Если органами государственного надзора проверяется наличие и функционирование на предприятии СУОТ, в первую очередь необходимо сделать проверку на соответствие требованиям ст. 13 действующей на предприятии СУОТ и определить, все ли они учтены.

Как правило, предприятия не оценивают техническое состояние производственного оборудования на соответствие стандартам безопасности труда. Следует отметить, что оборудование, имеющее сертификаты соответствия требованиям безопасности, не нуждается в оценке технического состояния. Но большинство оборудования не имеет соответствующих сертификатов и не отвечает требованиям безопасности, поэтому проблема должна быть урегулирована на государственном уровне. Особенно учитывая требование ст. 29 Закона «Об охране труда» по временному прекращению действия нормативно-правовых актов по охране труда: «В случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда работодатель обязан сообщить об этом в соответствующий орган государственного надзора за охраной труда. Он может обратиться в указанный орган с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на конкретном производстве или рабочем месте к нормативным требованиям.

Соответствующий орган государственного надзора за охраной труда рассматривает ходатайство работодателя, проводит (в случае необходимости) экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии оснований может, в порядке исключения, принять решение об установлении другого срока применения требований нормативных актов по охране труда».

Для предоставления помощи предприятиям в проведении аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда автор разработал Порядок проведения такой аттестации и Паспорт учета состояния гигиены и безопасности труда в цехе (на участке).

По моему мнению, основная цель аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда – это:

  • оценка и дальнейший мониторинг технического состояния, организация надлежащего содержания зданий и сооружений;
  • оценка и дальнейший мониторинг технического состояния оборудования;
  • выявление и взятие на учет рабочих мест, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровью работающих;
  • разработка мероприятий по приведению оборудования в соответствие с требованиями нормативных актов;
  • улучшение использования основных фондов путем вывода из эксплуатации или замены оборудования, не отвечающего современным нормам безопасности;
  • рациональное использование средств на приведение состояния условий и безопасности труда на рабочих местах в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда.

 

ВЫВОДЫ

Аттестация рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда – это совокупность мероприятий, включающих учет, анализ и комплексную оценку опасностей на каждом рабочем месте, а именно:

  • аттестацию рабочих мест по условиям труда;
  • оценку технического состояния зданий и сооружений;
  • оценку технического состояния оборудования;
  • оценку безопасности технологических процессов;
  • оценку соблюдения норм технологического размещения оборудования.

Для облегчения выполнения задач предлагаю пользоваться Порядком аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда, опубликованным в приложении к журналу, а также Паспортом учета состояния гигиены и без­опасности труда в цехе (на участке).

 

Георгий Лесенко,
консультант по вопросам охраны труда

president banner1 banner4 banner3 banner2 banner5